Адаптация к детскому саду

Алиса и море

Сегодня понедельник и первый день после недельного отсутствия Алисы в детском саду. Сейчас, спустя, год как мы начали посещать это образовательное учреждение, выходы после болезни уже не являются стрессом для меня. Когда мы только начинали ходить в сад любой перерыв автоматически означал, что процесс привыкания надо будет повторять. А процесс этот, надо сказать, мало приятен.

Итак, расскажу вам о том, как мы привыкали к детскому саду.

Первый день прошел просто отлично! Ещё когда мы только оформляли документы, приходили знакомиться с воспитателями и специалистами Алисе очень нравилось здесь бывать. Она мало обращала внимания на детей, но все эти интересные разноцветные веранды, горки, лазилки очень её привлекали. И в первый день она шла бодрым шагом, держа меня за руку. Я была горда и немного снисходительно поглядывала на родителей, ведущих, плачущих детей. Запомните – гордыня грех! Я сполна за это поплатилась. В первый день в саду Алиса пробыла ровно час. Я в это время сидела в машине, припаркованной около садиковского забора. Наша чудесная воспитатель меня убедительно попросила не маячить за забором и не травить ребёнку душу, клятвенно пообещала, что бить и пытать мою дочь они не собираются (по крайней мере в первый день) и я, чтобы не было соблазна, сидела в машине. Честно пыталась читать, но ничего из прочитанного не помню. Смотреть на часы, оказалось, гораздо увлекательнее. Иногда я открывала окно и прислушивалась, не голосит ли в плаче моя дочь. В открытое окно голосило очень много детей, но голоса были довольными и счастливыми. Спустя час я вприпрыжку, пытаясь при этом выглядеть расслабленной двинулась к веранде нашей группы. Алиса была спокойна и вполне довольна своим времяпровождением. Я была счастлива! На прощание воспитатель попыталась спустить меня с небес на землю и предупредила, что завтра будет хуже, не пугайтесь. Я ей не поверила.

Самое главное, чтобы Алисе понравилось первый раз, если всё проходит хорошо, то дальше проблем обычно не возникало. С садом случилась немного другая ситуация, здесь она оставалась одна, без меня. Конечно, до этого мы не сидели круглыми сутками дома вдвоем. Мы гуляли, ходили на занятия в развивающие центры, бывало я оставляла её в частном детском саду (для особенных детей, в центре, где мы занимались) на часок. Всё-таки мы готовились к детскому саду и абсолютным шоком это для неё не стало. Что не избавило нас от процесса адаптации.

Во второй день мне некогда было изображать горделивую осанку, а смотреть свысока плохо получается, когда ты тащишь извивающегося ребёнка. Я, конечно, немного утрирую, но Алиса шла очень неохотно, она пыталась вырываться, сбежать, ускользнуть и сопровождала всё это горючими слезами. Спасибо большое нашему воспитателю (опыт, сын ошибок трудных у неё огромный), встретила она нас с улыбкой, успокоила, сказав, что все через это проходят и отпустила меня с миром ровно на час. Конечно, домой я не поехала, а снова сидела в машине. Забирать Алису оказалось гораздо приятнее, она мне обрадовалась, когда я пришла, она уже не ревела. Первых 15 минут, чтобы поплакать ей оказалось достаточно, дальше особого смысла в этом она не увидела и успокоилась.

К третьему дню я уже морально настраивалась. Снова слезы, снова попытки вырваться. Так как Алиса не может говорить, а значит, не может объяснить, что она чего-то не хочет, она показывает это своими действиями. Если бы каждый раз, когда она чего-то не хочет и начинает плакать я бы шла у неё на поводу, мы бы не то что в садик, мы бы никуда не ходили, в туалет я бы носила её на руках, а в подростковом возрасте, возможно, она начала бы нас с папой поколачивать. Поэтому, кстати, неговорящим детям так важно дать возможность общаться, используя альтернативные способы коммуникации. Так как в детском саду Алиса успокаивалась с каждым днём все быстрее я не сдалась и не опустила руки, но продолжила её водить. Самым тяжелым для нас был путь от машины до группы. Чтобы подсластить ей пилюлю я взяла её любимые конфеты и начала подкреплять путь до группы вкусняшками. Через две недели Алиса уже спокойно шла утром в сад. Это спокойствие длилось до тех пор, пока не происходил сбой в ритуале. Например, нет мест припарковаться около сада, пришлось отъехать подальше. Всё, ритуал нарушен, снова слёзы. Пропустили по болезни неделю, опять начинаем адаптироваться. Конечно, каждый раз процесс адаптации проходил все спокойнее и быстрее, что не могло не радовать.

Вот уже второй год Алиса ходит в детский сад и сейчас у неё нет истерик по этому поводу, даже если мы паркуем машину в другом месте, пропускаем или идем другой тропинкой.

Что мне в этом помогло:

  1. Наш чудесный воспитатель и все специалисты, что работают в группе с нашими детьми (группа у нас «Особый ребёнок», длительность пребывания в саду – 3 часа). Если бы атмосфера в группе была плохая, если бы моя дочь была там несчастна или её обижали, то так быстро процесс бы не пошёл. Возможно, стало бы даже хуже. Нам повезло. Правда, от человека, который работает с группой детей зависит очень многое и в первую очередь, будет ли там ребёнку комфортно, а значит будет ли он хотеть идти в сад или нет.
  2. Наше вкусное подкрепление. Простой прием. Работает и со взрослыми, и с детьми. Как часто, мы говорим ребёнку: «Закончишь четверть без троек, получишь новую игру для Sony Playstation» или себе: «Закончу проект, отмечу это дело в любимом ресторане». Иногда, нам нужна дополнительная позитивная мотивация, чтобы преодолеть себя.
  3. Терпение. Много терпения. Спокойствие и пустырник. Я пила по 5 таблеток пустырника перед сном, настраивая себя на то, что завтра утром я буду спокойна как удав. У каждого свои способы настроить себя на позитив и веру в то, что мы все преодолеем. Иногда, такие небольшие ритуалы, как чашка горячего молока перед сном или теплая ванна могут добавить нам сил или дать небольшую передышку, чтобы правильно настроиться. Нельзя загонять себя в видимость спокойствия, надо учиться его обретать.
  4. Расписание. Да, мы пришли к тому, что визуальное расписание очень важная и нужная вещь. В полном смысле мы его еще не внедрили, но перед тем, как куда-нибудь идти я показываю Алисе на мониторе фотографию того места, куда мы идем. Стало проще, это еще не работает на 100% с малознакомыми местами или местами, куда долго добираться, но с постоянными местами работает отлично.
  5. Возможность принять решение самой Алисой. Когда мы чего-то не хотим, то мы можем себя заставить, примирить себя с этим решением. Когда Алиса плакала, я все равно вела её в садик, я её заставляла, права выбора у неё не было. Теперь я нашла другой способ. Если она не хочет выходить из машины, когда мы приехали к саду, то я даю её такую возможность. Я выхожу сама и просто жду её. Периодически, открываю дверь и уточняю, готова ли она идти. Если нет, продолжаем ждать. Главное здесь не сдаться. Однажды, мы с мужем ждали её у машины больше часа, когда приехали на море, а она, вдруг, отказалась выходить. Если я одна, я просто сажусь на тротуар и начинаю читать. У ребенка появляется выбор и время для принятия решения. Как показала наша практика, иногда решение это даётся трудно и надо по рыдать, постучать ногами, по пускать сопли пузырями, иногда довольно легко и быстро. Стоит отметить, что каждый раз время все сокращается, ребёнок понимает, что есть только два варианта: сидеть в машине или выйти и пойти. Если только вы однажды проявите слабость и не выдержав слез пойдете на поводу, то в дальнейшем слезы усилятся, истерики пойдут по нарастающей, потому что ребёнок поймет, что его слезы повлияли на ваше решение и появился третий вариант, наиболее ему интересный.

Поэтому, держитесь! Крепитесь! Обретайте терпение! Любите своих чад, но помните, что вы главный, от вас зависит, как сможет ваш ребенок приспособиться к окружающему миру и чем более самостоятельным он станет, тем легче ему будет в дальнейшем.

Комментарии: