О жалости.| Будни семьи с ребёнком-инвалидом

Эта статья является плодом моих рассуждений и моего личного опыта. Я не претендую на истину в последней инстанции и моё мнение может отличаться от мнения других людей.

Когда родители узнают о том, что у ребёнка есть проблемы в развитии бывает появляется жалость. Это вполне понятно, ведь это твой ребёнок, который, вдруг, оказывается ограничен в своих возможностях. Очень хочется помочь, защитить, спрятать от всех невзгод. Спрятать от общества, которое может обидеть, от потрясений и неудач. Хочется как-то компенсировать его ограничения, больше любить, чаще радовать.

В такой ситуации кроется очень большая опасность. Подобными проявление жалости родители невольно сами ограничивают возможности ребёнка. Я это часто наблюдаю на примере своего мужа. К нашей дочери он относится очень трепетно и нежно. Если Алиса что-то хочет, а я требую, чтобы она попросила или спрашиваю, у кого ты просишь, чтобы она обратилась и сказала «мама» или «папа» и пока она это не сделает желаемое не даю, то он, бывает, спрашивает: «Чего ты издеваешься над ребёнком?». При этом, с нашей помощью она уже может сказать и «мама», и «папа». С одной стороны – это жалость, ребёнку трудно, она нервничает, психует, папа смотреть, как ребёнок мучается не может, ему спокойнее дать ей то, чего она хочет. С другой стороны, такое родительское поведение приводит к тому, что ребёнок не будет делать даже то, что потенциально делать может.

Очень часто психологи, когда к ним приходят родители с жалобами на отсутствие или задержку речи просят рассказать, как ребёнок что-то просит, насколько хорошо и быстро на его просьбы отзываются родители. Часто складывается картина, что ребёнок еще не успел озвучить свою мысль, а родители уже его поняли, уже несут, дают, включают. Зачем ему в такой ситуации говорить? Есть отличный анекдот, который очень четко иллюстрирует такую ситуацию:

«В одной семье ребёнок не разговаривал. Ему уже 7, а он все молчит. Родители решили, что ребёнок немой. Сидят они как-то обедают. Вдруг, сын говорит:

— Не буду кашу есть, её пересолили.

Родители в шоке:

— Сынок, ты умеешь говорить! Почему же ты раньше молчал?

— А раньше каша вкусная была.»

Пока у ребёнка нет потребности что-то сделать у него вряд ли появятся попытки это сделать.

Конечно, перегиб в обратную сторону тоже чреват отсутствием положительных результатов. Представьте, если ребёнок не понимает речь, а вы заставляете его выполнять упражнение, которое только чтобы понять надо выслушать инструкцию из 10 предложений. Скорее всего ребёнок начнет действовать наобум, возможно, даже разок угадает, что вы от него требуете, но сути задания он не поймет и пользы это упражнение не принесет. Поэтому только оценив, то, что ребёнок умеет можно пробовать учить его дальнейшим навыкам.

Жалость в этом случае мешает, очень мешает. Она застилает глаза, она не даёт двигаться дальше и очень-очень расслабляет. А расслабляться никак нельзя, если человек хочет достичь результата ему надо много трудиться. «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев» Д.И. Менделеев. Даже если у человека есть огромный потенциал он легко утекает сквозь пальце без усердия, без постоянной работы и движения вперёд.

Для меня жалость хуже даже агрессии, которая зачастую дает толчок, чтобы что-то делать, чтобы назло всем доказать, что я могу, что умею. И, если, у ребёнка есть проблемы, то вы можете его поцеловать, погладить по голове, окружить заботой и вниманием, но учить, учить осваивать навыки, которые ему по силам. Не отчаиваться и не сдаваться. Не ждать быстрых результатов, но двигаться к цели мелкими шажками. Когда-то моя дочь не умела собирать паззлы. От слова совсем. Картинку из двух частей она собрать не могла, а ей было 3,5 года. У неё в голове не щёлкало что надо сделать, даже после того как я неоднократно ей показывала, как выполняла это вместе с ней. Сейчас ей 6 лет, и она собирает картинки из 200 элементов самостоятельно, даже если это новый паззл. Подобные трудности были и с лото, кстати, об этом я писала здесь.

Да, иногда надо отступить, если какое-то действие не дается, иногда пойти другим путем, иногда пересмотреть конечную цель, но только работа, только постоянное движение не даёт нам скатиться в болото, растерять те навыки, что уже есть и двигаться вперёд. Удачи вам, верьте в себя и своих детей!

Комментарии: