Девочка, с которой ничего не случится.

Алиса и Папа

Когда я ждала Алису я представляла какой она будет. Мне казалось, что она будет похожа на главную героиню известного цикла Кира Булычева Алису Селезнёву. Причем, именно на ту, маленькую, которая «Девочка, с которой ничего не случится», где ей всего три года. Любознательная, добрая, подвижная, не ограниченная условностями, верящая в себя и в окружающих, постоянно влипающая в какие-то истории, примерно такой портрет был нарисован у меня в голове. Я даже над именем никогда особо не задумывалась, конечно, Алиса.

С рождением дочери образ книжной девочки померк, потому что своя, настоящая Алиса, совсем, кстати, не похожая на придуманный образ оказалась гораздо лучше, интереснее и краше. Наверное, единственное, что осталось без изменений это то-ли фраза, то-ли присказка «девочка, с которой ничего не случится». Я всегда была уверена в том, что всё будет хорошо. В течение её первого года жизни эта уверенность только подкреплялась. И, когда, начались изменения не в лучшую сторону увидеть и понять, что что-то не так было трудно.

Считается, что дети с аутизмом развиваются согласно возрастным нормам от года до трех, что подтверждается многочисленными историями таких детей и рассказами родителей, что сначала все было хорошо. Не так давно я прочла информацию о том, что, возможно, первые признаки можно увидеть и раньше, просто родители не знают на что обращать внимание. Очень многие признаки списываются на характер, на природную застенчивость и т.п. И всё это вполне понятно и логично.

Только вот очень часто мы под наши ожидания начинаем подтягивать ребёнка. «Это не ритуальные действия, она просто любит порядок», — утешаем себя. «Ей просто нравится эта майка, поэтому она носит только её», — думаем мы. Я не допускала мысли, что моя девочка, с которой ничего не случится, это мои ожидания, которые не оправдались. Не потому, что она плохая, а просто так случилось. И я растягивала эти ожидания, что вот позанимаемся с логопедом и все будет хорошо, добавим дефектолога и все получится, пройдем курс у китайцев и она начнет говорить, сядем на диету, ей наступит 5, 6, 7… лет и т.д.

И за этими ожиданиями, которые раз за разом не оправдывались я начала пропускать её успехи, ведь она не стоит на месте, она постоянно развивается, каждый день происходит что-то новое, она осваивает новые навыки, которые я не считаю важными достижениями. И, когда, ожидания поменялись, когда они стали соответствовать конкретно её умениям стало гораздо легче. Нельзя ожидать от рыбы, что она заберется на дерево и будет петь, точнее ожидать можно, а когда ожидание не оправдается можно впасть в депрессию, можно возложить вину на рыбу, на себя, на дерево, найти другое дерево, выбрать другую песню, много чего можно сделать и выбор всегда индивидуален. Только вот я поняла, что можно радоваться мелочам, что именно из них складывается большой успех и надо учиться их видеть и ценить.

Сейчас я боюсь строить глобальные ожидания (не знаю насколько это правильно). Я не мечтаю о том, как она поступит в университет или выйдет замуж. Я думаю о том, как она будет учиться в школе, как она будет привыкать питаться в школьной столовой, как она будет строить отношения с другими детьми, дальше я не заглядываю. У нас есть цель, чтобы она стала максимально самостоятельной и независимой от других людей, сейчас это мое главное ожидание. Оно пока слабо детализировано и, скорее всего, я еще сама толком не понимаю как это конкретно должно выглядеть, но оно будет развиваться и обретать форму вместе с её новыми умениями и достижениями. А они точно будут, в этом я уверена на все 100, потому что моя девочка гораздо сильнее, чем придуманная мной когда-то девочка, с которой ничего не случится.

Комментарии: