Домашние задания с ребёнком аутистом

Всем большой привет! Сегодня речь пойдет о выполнении домашних заданий. Алиса закончила первый класс школы-интерната 8 типа. Не все было гладко, но постепенно наладилось. Если интересно, то подробнее о школе я писала здесь и здесь.

Почему-то я была удивлена, когда в комментариях к одной из предыдущих статьей задали вопрос о том, как Алиса выполняет домашние задания. Наверное потому, что для меня они являются чем-то обыденным, а еще с ним, точнее с его выполнением не возникает никаких трудностей. Спасибо, что задаете вопросы, это позволяет взглянуть на какие-то моменты внимательнее и просто приятно.

Итак, домашние задания.

Алиса вообще привыкла, что мы постоянно с ней что-нибудь делаем. Сначала просто рисунки, аппликации, занятия с крупами, потом, когда подключились логопеды, психологи и дефектологи, появились домашние задания. Я не знаю, почему у нас дома получается хорошо заниматься. Скорее всего потому, что мне это нравится самой. Я с удовольствием ищу интересные и нужные задания в сети, скачиваю их и распечатываю. Не уверена, что тот набор занятий, которые мы выполняем дома на 100% сбалансирован и работает на все цели, к которым мы стремимся, но как минимум навык работы за столом и выполнения заданий у неё есть.

Очень помогла мне однажды чудесный специалист, педагог-монтессори, логопед-дефектолог и прочая, к которой мы попали на интенсив. Когда занятия подходили к концу она попросила меня принести те игрушки и пособия по которым мы занимаемся дома и на последнем занятии я показывала как мы занимаемся с Алисой, а она комментировала и корректировала. Те 40 минут занятия дали мне больше, чем все, что я до этого читала. Помимо знаний она помогла выстроить четкую систему мотивации для Алисы и внедрить её. Тогда, за каждое выполненное задание я качала её в одеяле. Постепенно количество заданий за одно поощрение увеличивалось, а потом осталось одно — в конце занятия. Кроме того, уменьшалось количество качаний, начинали мы с 10 и пришли к одному, а потом и вовсе отказались от поощрения. Все это было, когда мы только переехали в Анапу, Алисе тогда было 4,5 и она легко могла заниматься дома по часу без перерывов.

Так вот, когда только Алиса пошла в школу вопрос о домашних заданиях меня вообще не волновал (мне и без него хватало волнений). Дочери нравится заниматься и в школе ей тоже понравилось, не смотря ни на что, а после того как всё устаканилось и Алиса перешла на индивидуальную работу с учителем стало совсем замечательно.

К сожалению, у нас нет четкого графика выполнения домашней работы. Обычно мы делаем её вечером, но можем и забыть и тогда приходится делать утром, перед школой. Алиса сама достаёт из портфеля карандаши, ручку, тетради, садится за стол. Я читаю задание и объясняю его ей, часто бывает так, что она сама понимает, что от неё требуется (например, если необходимо обвести по пунктиру). Начинаем выполнять рука в руке, но потом я убираю свою помощь. Иногда Алиса не замечает, что я убрала руку и продолжает писать, но чаще она это очень четко чувствует и останавливается, ей надо, чтобы я касалась хотя бы её локтя. Над этим мы продолжаем работать.

В среднем, на выполнение домашнего задания уходит 30 минут, если есть задания от дефектолога, то около часа. Мы можем дополнить выполнение заданного своими заданиями, например, рисованием или прописыванием букв. После того, как закончили Алиса всё убирает обратно в портфель и ставит его на место. Получает порцию заслуженной похвалы и идет заниматься своими делами.

Если сравнивать выполнения домашних заданий с сыном, который учился в обычной школе и никаких диагнозов, кроме астигматизма не имеет, то с Алисой пока проще. У неё сформирован навык выполнения заданий дома и включить в этот навык задания на дом от учителя было очень легко. Алиса не пытается увильнуть от выполнения домашней работы, но порой пытается схитрить и сделать все быстро, но абы-как, приходится её тормозить. С Русланом мы могли часами сидеть, я пыталась объяснять так, чтобы он понял, не всегда это получалось, мне казалось, что домашняя работа это пытка для родителей и учеников. Наверное, тогда я еще не познала дзен. Я очень рада, что старший ребёнок уже закончил школу, хотя благодаря его обучению я усвоила и поняла те темы в алгебре и геометрии, которые в школе мне казались темным лесом. Пока писала, вспомнила, что одно время, когда Руслан учился в начальной школе у нас была разработана система поощрения. На большой доске мы маркером написали все его предметы и оценки по ним. За каждую пятерку он получал какую-то сумму денег (не буду врать, не помню уже точно какую, почти 10 лет прошло), за четверку тоже, но немного меньше, за тройку часть денег вычиталась, за двойку тоже, но больше. В итоге по окончании года он заработал определенную сумму, на которую купил долгожданный подарок.

Получается, что с обоими детьми мы в первую очередь старались наладить систему мотивации и, хочется верить, действовали верно. Сегодня Руслан отдал на прошивку свой диплом, который сам подготовил. Я читала и слегка редактировала его работу, но меня порадовало, что его текст логичен, введение написано грамотно и сама работа очень целостная и интересная. И для меня было очень важно, что готовил он эту работу сам и этим я очень горжусь.

Что-то я немного увлеклась. Успехов вам, дорогие родители, терпения в этом нелегком деле выполнения домашних заданий!

Комментарии: