Заставлять или договариваться. Как вести себя с аутичным ребенком.

Доброго дня! В комментариях к прошлой статье, где я рассказывала как уговаривала Алису пойти на занятия, мне порекомендовали силой завести её на занятия. Хочу объяснить, почему я не использую этот метод. Рассказ мой это опыт конкретной мамы конкретного ребёнка, каждый родитель выбирает тот метод воспитания, который близок ему, поэтому ни в коем случае не утверждаю, что наш способ идеальный и всем подходит, а все остальные плохие.

В связи с тем, что у Алисы практически отсутствует речь (есть несколько слов) выразить свои мысли и желания ей сложно. Радостные и грустные эмоции она выражает смехом и плачем, а вот с мыслями сложнее. Конечно, мы наладили коммуникацию, используем жесты и символы, но ситуация далека до идеала.

Когда мы начинаем какое-то новое дело, обычно это касается каких-то новых занятий, то у Алиса может через пару недель после начала попробовать продавить меня и не ходить на них. Например, подобная ситуация была, когда мы прошли курс китайских специалистов, где ей очень не нравилось и после этого она не хотела ходить в это здание, но уже к логопеду и другим специалистам, которых раньше обожала. Нам повезло, что как раз в центр приехала специалист из Краснодара и мы проходили к ней 2 интенсива подряд. Она встречала нас у машины и вместе мы вели Алису на занятие. Тогда она мне сказала, что важно, чтобы Алиса шла сама, пусть плачет, пусть кричит, но идет сама. Это я запомнила крепко.

Теперь, если Алиса отказывается куда-то идти, а идти нам надо я даю ей возможность «высказаться», но очень спокойно повторяю, что идти надо и мы не уедем отсюда, пока не сходим на занятие. Она может плакать, кричать, пытаться ударить себя (это я пресекаю, чтобы не закрепить это поведение, просто не даю ей ударить себя, отвожу руку), но я как попугай повторяю, что идти надо, занятия это важно. В среднем, ей хватает часа, чтобы понять, что её поведение не приносит желаемого результата, тогда она успокаивается и мы идем заниматься. Идем спокойно, уже без слез и истерик, с хорошим настроением.

В принципе, пока еще, я могу её притащить на руках, при этом она будет кричать, извиваться и пытаться вернуться в машину или убежать, но при этом:

1. На нас будут смотреть окружающие, кто-то давать советы, кто-то осуждать, но в целом ситуация малопривлекательная, когда большого уже ребенка (Алисе почти 9), который орёт на всю улицу мама тащит. Мне от этого будет не комфортно. Я буду чувствовать себя неудачницей, плохой матерью, которая не справляется и потом весь вечер буду никакая. А сейчас еще и полицию могут вызвать, у меня на лбу не написано, что я мать, а у Алисы, что она аутист и запросто могут подумать, что я её обижаю.

2. Еще пара лет и я её просто силком никуда не дотащу. Она уже большая девочка и очень сильная, скоро это будет просто физически невозможно. А если это будет единственный способ как-то заставить её делать то, что она не хочет, то я просто не смогу с ней справиться.

3. Я согласна с мамами, которые писали в комментариях о том, что когда ребенок станет больше он сам будет использовать силовой метод в отстаивании своих интересов, что будет небезопасно уже для меня и окружающих людей. Я хочу, чтобы она понимала, что крики, ор или того хуже агрессия это методы, которые не приносят желаемого результата, а значит использовать их нет смысла.

Поэтому силовой метод нам не подходит. Моё слово должно быть авторитетным для неё, поэтому я стараюсь вести себя последовательно. Если я говорю, что хлопья она получит только после того, как поест, то так и происходит. При этом она может поплакать, покричать, если ей так хочется, но это ни к чему не приведет. В этой ситуации я буду следить, чтобы она не нанесла себе вред и абсолютно спокойно повторять одно и тоже, что только после того как она поест она сможет взять хлопья. Если она не хочет есть, то это её право и она может унести тарелку, но и хлопья я в этом случае просто уберу.

Подобная же ситуация была у нас, когда Алиса просила её покатать на машине перед сном. Я соглашаюсь один раз, полчаса мы катаемся и всё. Первое время я катала её и по нескольку раз, но муж быстро понял, что так нельзя. Была истерика, я обнимала её и повторяла, что очень её люблю, но второй раз мы не поедем, только один раз за вечер. Несколько вечеров и правило усвоено, мы катаемся на машине перед сном один раз.

Для меня в этих ситуациях главное это сохранять спокойствие и доброжелательность по отношению к Алисе, при этом хранить стойкость своему слову, потому что если однажды я уступлю, то просто закреплю эту реакцию и она поймет, что с помощью слез и крика получила то, что хотела. В следующий раз истерика будет сильнее.

Подобные ситуацию происходят не часто, что радует. С Алисой все проще договариваться, она понимает все больше, сама пытается коммуницировать. Впереди еще подростковый возраст, гормональные бури и отстаивание своего мнения, но я очень надеюсь, что те способы договариваться, которые мы постоянно ищем и выстраиваем нам очень пригодятся в это непростое время.

Поделитесь, как вы договариваетесь со своими детьми, что позволяет вам держать родительский авторитет, сохраняя при этом теплую атмосферу и доверительные отношения.

Комментарии: