Как болеет аутичный ребенок. Наш опыт.

Всем доброго дня! Не так давно я наткнулась на статью о том, что люди с аутизмом меньше живут. Связано это с тем, что они плохо понимают сигналы своего тела, не умеют объяснить где и как у них болит и зачастую болезнь обнаруживают уже в запущенном состоянии, когда лечение не всегда помогает. Я, конечно, сразу примерила новую информацию на свою дочь (аутизм, умственная отсталость легкой степени, СДВГ, алалия) и мне стало страшно.

Алиса, действительно не всегда точно может показать, где у неё болит.

Когда ей было 2 -2,5 трижды я вызывала скорую, потому что не могла понять почему она плачет. Причем, она не просто плакала, она рыдала, орала, успокоить её было невозможно. В больнице так ни разу ничего и не нашли, через три-четыре часа она успокаивалась и все снова было отлично. Анализы в норме, рентген, УЗИ, все в норме. Что это было для меня до сих пор остается загадкой.

Проще дела обстоят с руками-ногами, например, если ударилась, она зажмет рукой это место. Гораздо хуже дела обстоят с тем, что внутри. Например, если болит голова, то Алиса просто капризничает или плачет, тоже самое происходит, если болит живот. Дифференцировать в этом случае, что конкретно беспокоит уже сложно. Если живот мягкий и при надавливании она не выказывает признаков беспокойства, то скорее всего голова, но ведь и в животе боль бывает разная, живот может болеть и оставаться при этом мягким. Такая же сложная ситуация с зубами, отличить зубную боль от головной она не может или может, но затрудняется объяснить. Трудно было и с соплями когда дочь была поменьше. Она просто размазывала их по лицу, от платочка отказывалась напрочь, в результате сильно натирала нос и плакала уже от того, что он болит. Намазать натертости кремом тоже было трудно, Алиса боялась, истерила и потом стирала крем с лица. Обычно, я дожидалась, когда она уснет и тихонько её мазала, потом еще пару раз за ночь просыпалась, чтобы обработать кремом, чтобы к утру кожа более-менее восстановилась. Однажды, в аптеке попался крем, который убирал натертости за ночь. Это был восторг! Но, к моему прискорбию, когда он закончился я выбросила упаковку, уверенная, что его название не забуду никогда. Ошиблась. Когда Алиса приболела и я отправилась за кремом в аптеку,выяснилось, что память моя чиста как белый лист. Пересмотрела все крема, но тот, заветный, так и не нашла. К радости, в это время Алиса уже начала пользоваться платочком и водой и острая необходимость в этом креме отпала. Таким образом, только ближе к 5 она поняла связь между соплями и тем, что нос будет болеть, если она их будет размазывать или вытирать рукавом. Сначала она согласилась использовать платочек или салфетку, а потом мы пришли к тому, что смывали сопли водой из под крана, так меньше трение и проще избавиться от натертостей. Сейчас, если появляются сопли, Алиса сама приходит ко мне, берет за руку и ведет в ванную или даже сама идет их смывать. Я вздохнула с облегчением.

С молочными зубами я сначала почти впала в панику. Когда у Алисы начал шататься первый молочный зуб она первый день просто капризничала, но потом догадалась и начала пытаться объяснить, что её беспокоит. Она брала мою руку и пыталась засунуть себе в рот, чтобы я достала этот зуб. Зуб был еще крепок и вырвать его у меня сразу не получилось. Здесь, правда я сориентировалась быстро и мы пошли смотреть на этот зуб в зеркало. Я показала Алисе зуб и сначала сама его шатала, потом она поняла, что надо делать и шатала его сама, пока не вырвала. Зуб она принесла мне, все лицо было в крови, но она была довольна, что выдернула его. После этого все молочные зубы она вырывала сама, перед этим их старательно расшатывая. И по сей день она любит рассматривать свои зубы в зеркале, иногда просит окружающих открыть рот и рассматривает их зубы. Зубы это вообще отдельная история, даже две, потому что в одну статью не влезло, я рассказывала о том, как мы лечили дочери зубы под наркозом (почитать можно здесь и здесь).

Для того, чтобы ребёнок научился доносить до взрослых информацию, что у него болит АВА терапия, например, предлагает первым делом ввести карточку «больно», при этом требуется легонько щипать ребенка или другим образом делать немного больно и давать нужную карточку. Я побоялась действовать таким образом и пошла более длинным путем. Каждый раз, когда Алиса ударялась я всегда четко проговаривала и проговариваю до сих пор «больно» и прошу показать, где больно, озвучивая, что болит.

Сейчас она вполне легко может показать, где ей больно (если сама может это понять, с головной болью пока сложно). Кроме того, что меня радует, Алиса стремится объяснить где у неё болит, сама рассматривает свое тело, ищет причину, место, которое беспокоит. Очень надеюсь, что в процессе взросления инструментов, чтобы понять сигналы своего тела и объяснить их у неё будет всё больше.

Комментарии: