Как видит ребенок с аутизмом?

На днях я нашла у нас очки с оранжевыми стеклами, остались они от ультрафиолетовой лампы для лечения ОРВИ. Ради интереса надела их Алисе. И ребёнок пропал. Как будто у неё резко прояснился взгляд. Ей стало интересно разглядывать всё вокруг. Она смотрела на стол, бабушку, выглядывала в окно и всё было так увлекательно. Обычно Алису мало интересует, что происходит вокруг, но с очками было по-другому.

В тот день мы поехали в Абрау-Дюрсо, там очень красиво, особенно осенью. Денёк выдался тёплый, гуляй — не хочу. На удивление Алиса не возражала против того, чтобы пройтись, а уж когда мы достали заветные очки она совсем обрадовалась. Шла по тропинке и глядела в небо, внимательно рассматривала деревья, заглядывала в кусты. Прогулка получилась отличная.

Этот момент снова заставил задуматься о том, как Алиса видит мир. В большинстве ситуаций складывается ощущение, что мир этот её не интересует, он как смазанное пятно или фон. Иногда она резко останавливает взгляд на моём лица и начинает его рассматривать, как будто видит меня впервые, рукой поворачивает голову из стороны в сторону, то приближает, то смотрит издалека. Мне кажется, что в такие моменты её взгляд становится другим, словно моё лицо стало выделяться из общего фона. Алиса легко может перепутать меня с другой женщиной, если у неё похожая длина волос и комплекция, конечно, при ближайшем рассмотрении она поймет, что ошиблась. По голосу она различает гораздо лучше.

Некоторые исследования показывают, что люди с аутизмом видят мир не так как мы привыкли. Часто изображение для них зашумлено или искривлено. Не берусь утверждать, насколько это верно. Так как Алиса невербальный ребёнок, описать словами как она видит она не может, остаётся только догадываться по косвенным признакам. Она различает картинки, может из части собрать целое (о её любви к пазлам я уже не раз упоминала). Может на зашумленной картинке найти предмет (зашумленная это картинка на которой помимо основного изображения есть линии, каракули, цветные пятна и т. п., что затрудняет процесс опознавания). В поисковой строке из списка ранее просмотренных видео она может найти название нужного ей мультфильма. При этом она не умеет читать в классическом понимании и не может составить слово из букв по образцу. Для меня это, конечно странно, непривычно и непонятно.

Алиса легко справляется с самым сложным лото, но если попросить её положить рядом с предметом такой же она не сможет этого сделать. Как так? В повседневной жизни мы уже давно не заморачиваем голову такими вопросами, но какие-то моменты, как история с очками, заставляют задуматься, как она видит этот мир, какой она видит меня и, конечно, себя.

Комментарии: