Как я выбирала школу для Алисы — ребёнка аутиста

Казалось, только устаканилась обстановка в детском саду, Алиса с удовольствием туда ходила, процесс налажен и можно расслабиться, как реактивными темпами стала приближаться школа. Последний год пребывания Алисы в детском саду был окрашен для меня нотками горечи от того, что так быстро приходится прощаться с чудесным коллективом специалистов, с друзьями дочери, с которыми уже налажена совместная деятельность, с родителями, ведь мы успели подружиться. Я та самая мамаша, которая собирает деньги на подарки и прочую ерунду, покупает цветы и организовывает праздники и поздравления. Мне нравилось этим заниматься, я чувствовала себя нужной и активно участвовала в жизни группы. Муж смеялся надо мной, говорил, что когда Алиса выпустится, остальные родители вздохнут с облегчением.

Ближе к новому году наш дефектолог посоветовала пройти в феврале комиссию ПМПК перед школой, чтобы успеть в мае подать документы в школу. Мы начали проходить медкомиссию, а параллельно я начала собирать информацию по школам.

Варианты были такие:

1. Школа 8 типа в Джемете.

Об этом образовательном учреждении я слышала достаточно много, даже до того, как занялась изучением этого вопроса. Отзывы был разные, но мне в большей степени встречались нелицеприятные. Больше всего меня напрягали те, в которых рассказывали как их склоняли к домашнему обучению. Я все-таки хотела, чтобы Алиса ходила в школу, общалась там с детьми, училась быть самостоятельной и т. д. Хотя, учителей многие хвалили и мне даже удалось познакомиться с педагогом из этой школы, которая приходила к нашим соседям обучать на дому их дочь. Педагог мне очень понравилась, она очень душевно и с большим энтузиазмом рассказала о школе и в тот момент я решила, что мы пойдём к ним. Ещё одним камнем, склонявшем чашу весов в сторону этой школы были отзывы наших детсадовских специалистов. Они ездили туда для того, чтобы наладить взаимодействие по подготовке и переходу воспитанников дошкольного учреждения в школу. Они очень тепло отзывались об учителях и советовали нам поступать именно туда.

2. Ресурсный класс в общеобразовательной школе в посёлке Рассвет.

Этот класс впервые открылся несколько лет назад, благодаря усилиям родителей. На базе обычной школы выделили два кабинета (один под образовательный процесс и один для сенсорной разгрузки), набрали детей (не помню точно сколько, около 10 человек) и начали работать. Учеба проводится три дня в неделю (понедельник, среда, пятница). Педагоги в классе настроены работать с такими детьми, но опыта пока мало, с детьми на занятиях присутствовали родители (в прошедшем времени, так как пишу со слов мам первоклассников, с которыми общалась, как сейчас обстоят дела точно не скажу) в качестве тьюторов. Сложность ещё и в том, что пока там набрали только один класс и не было понимания, наберется ли в наш год еще один. Кроме того, быть тьютором по сути означало, что процесс обучения будет на мне, так как программа опять-таки индивидуальная, а это значит домашнее обучение в классе. Послушав еще несколько не очень хороших отзывов (не по поводу отношения к детям, а о качестве обучения) я решила, что это не наш путь.

3. Общеобразовательная школа вариант домашнего обучения.

Вариант отдать Алису в обычную школу и самый обычный класс я не рассматривала. Ребёнок, который не говорит и не очень хорошо понимает речь, имеет проблемы с произвольностью и вниманием не только сам не сможет учиться по стандартной программе, но и будет мешать учиться остальным детям. О том, как я отношусь к инклюзии я писала здесь и подробно останавливаться на этом не буду. Скажу только, что всё очень индивидуально и важно трезво оценивать возможности своего ребёнка. Поэтому в общеобразовательной школой только домашнее обучение. Несколько раз в неделю возить ребёнка на индивидуальные занятия с учителем или организовать обучение дома с учителем из школы. Здесь меня останавливало еще и то, что педагог общеобразовательной школы не имеет специальной подготовки по работе с детьми с такими диагнозами как у Алисы.

4. Школа-интернат 8 типа в посёлке Суворов-Черкесский.

Об этой школе я не слышала плохих отзывов. Я приставала с расспросами к родителям в очереди на ПМПК, интересовалась в социальных сетях и мессенджерах, все твердили, что школа хорошая, обстановка как в большой дружной семье. И процесс обучения там налажен, учат основательно, а не спустя рукава и социальные навыки помогают осваивать и обучают растениеводству и цветоводству.

5. Частная школа центре «София».

Здесь хорошие педагоги, занятия проводятся три раза в неделю. Класс один, детей до 10 человек. Уроки интересные и не обычные (много внимания уделяется развитию творческих способностей, развитию социальных навыков, сенсорному развитию и т. п.). В этом случае мы бы ушли официально на семейное воспитание и неофициально ходили в эту школу. Меня остановило то, что класс работает уже третий год, новый класс не набирался, а идти к детям, которые ушли далеко и будут идти дальше не очень эффективно. И еще один момент, если в какой-то момент у меня не будет денег, чтобы оплачивать это обучение, то Алиса останется на семейном обучении, а я могу просто не справиться с этим, все-таки я в первую очередь мама, а не педагог и я понимаю, что часто жалею её и делаю поблажки, что не есть хорошо.

Итак, у меня осталось на выбор 2 школы (вариант 1 и вариант 4).

Весной я посетила обе.

В школе в Джемете завуч протестировала Алису и сказала, что она им подходит. В этот момент Алиса, которая уже устала и хотела домой начала бить себя ладонью по груди. После этого мне сказали, что если у неё будет такое поведение, то её отправят домой, пока оно не пройдёт. И вообще очень много оказалось поводов отправить её домой. О том, как организован процесс обучения мне она не рассказала, сказав, что всё узнаю в сентябре на родительском собрании. Кто будет учителем тоже оказалось страшной тайной. Сколько будет уроков, как будет проходить процесс адаптации и любые вопросы остались без ответа. Скажу честно, мне не понравилось. Для себя я сделала вывод, что если Алиса пойдёт в эту школу, то к октябрю уже будет учиться дома. Кстати, большинство выпускников нашей группы детского сада, которые пошли в эту школу тоже были переведены на домашнее обучение.

В школе в Суворово-Черкесске мне понравилось. Я как могла пугала директора и завуча тем, что поведение у Алисы может быть разным, что первые несколько недель, пока она будет привыкать она будет плакать и рваться домой и т. д. Меня успокоили, сказали, что видели всякое и запугать их трудно. Провели экскурсию по школе, рассказали как организовано обучение, на второй встрече логопед протестировала Алису и нам сказали, что с радостью нас примут. В этой школе меня волновал еще один вопрос, так как это школа-интернат, дети здесь находятся круглые сутки с понедельника по пятницу, а я не готова была (и до сих пор не готова) оставлять дочь на неделю в школе. Всё оказалось просто, можно просто утром привозить и после уроков забирать Алису домой. Здесь мне очень понравилось. Подход, готовность работать со сложными детьми, нацеленность на результат и люди понравились. Так бывает, когда встречаешь человека и понимаешь, что вы на одной волне, так, например, было у нас в детском саду и я решила, что Алиса будет учиться в этой школе.

О том, что из этого вышло можно будет прочитать в следующей статье.

Комментарии: