Общение ребенка-аутиста с другими детьми. Наш опыт.

Добрый день! Лето на юге пора жаркая и я сейчас говорю не только о погоде. С наступлением отпускного сезона наша квартира (а теперь и дом) наполняется многочисленными друзьями, родственниками, а порой и родственниками родственников. Вся эта шумная компания меняет привычный уклад жизни. Меняется режим, мы уплотняемся, раньше мы спальню отдавали гостям, а сами перебирались в комнаты к детям, теперь с этим проще, все-таки не зря мы сделали гостевую комнату. Чаще всего все наши гости приезжают с детьми. Сегодня я хочу рассказать о том, как Алиса выстраивает отношения с детьми наших гостей.

Уже несколько лет её завораживают маленькие дети. Она всегда с любопытством заглядывает в коляску, долго рассматривает малышей, наблюдает как они играют. Что удивительно, если ребенок её возраста на площадке ей мешает, например, загородил съезд на горке, то она спокойно его может подвинуть. Сначала она, конечно, будет ждать, что проход освободится сам собой, потом обычно показывает рукой, мол сдвинься в сторону и если и тут понимания не произошло, то попробует протиснуться или подвинет рукой. К маленьким детям у неё какой-то особый трепет, трогать их она боится. Если взаимодействует, то очень осторожно. Скорее она будет избегать телесного контакта. В таких случаях она может даже стерпеть то, что ребенок будет кричать или забирать её игрушки. Если, например, кричит сверстник Алисы (в детском саду такое случалось, группа Особый ребёнок, дети были очень разные и писала я об этом здесь), то она сначала уходит, закрывает уши, если крик не прекращается, то она может подойти и закрыть ребёнку рот ладошкой, мол, не кричи. С маленькими детьми она себе такого не позволяет, она уходит сама, закрывает уши или обращается ко мне, чтобы я как-то воздействовала на ребенка и прекратила его плач.

Со своими сверстниками (+/- я бы обозначила возраст от 4 до 11 лет) она может взаимодействовать, если они включаются в её деятельность. Например, собирать пазл или домино она вполне может вместе с другим ребёнком. Легко может угостить, что-то подать, принести, если её попросить. Инициативы в общении она не проявляет, но на чужую инициативу откликается. Чаще всего ей, конечно, не интересны окружающие её возраста. Был интересный случай, когда у нас гостила племянница, которая младше Алисы на год. Во время поездки в Крым Руслан (наш старший сын, ему 18) начал дразнить племянницу и Алиса, которая сидела рядом встала на её защиту, стукнула его по руке и начала убирать его руки от неё. Причем как-то по особенному она к племяннице до этого не относилась.

Обычно самыми сложными бывают первые несколько дней, после приезда гостей. Алиса привыкает к определенному режиму и укладу жизни и когда он меняется ей требуется время, чтобы привыкнуть. Народ, который к нам приезжает весьма позитивный, к Алисе относятся хорошо, многие её давно знают, поэтому каких-то конфликтов не возникает.

Проще всего с детьми, которые старше 12. Видимо потому, что дочь привыкла к тому, что у неё есть старший брат, а к нему еще и друзья приходили, то есть дети постарше отлично вписываются в её картину мира. С такими детьми она легко идет на контакт, может сама обратиться за помощью, легко переносит телесный контакт, если, например, её щекочут. А еще ребятам постарше проще объяснить, что Алиса не такая как обычные дети и как с ней можно взаимодействовать. Дошкольники часто пытаются построить с ней отношения по привычному сценарию, спрашивают как её зовут, сколько ей лет и т. д. и очень удивляются, когда слышат, что она общается по-другому, что говорить еще не умеет. С другой стороны, они вполне спокойно и доброжелательно реагируют на объяснения почему Алиса не говорит, им скорее любопытно, чем страшно. И, если, простыми словами рассказать об особенностях Алисы воспринимают это как вариант нормы и продолжают с ней общаться. На моей памяти у нас был только один случай, когда ребёнок не хотел общаться с Алисой, говорил, что она глупая. Здесь, скорее, сказалось то, что он оказался не подготовлен ко встрече с ней, ему заранее ничего не рассказали, а на месте родители вдруг начали требовать, чтобы он играл с девочкой, чье поведение он не понимал. Конфликта у детей не случилось, они спокойно просуществовали рядом неделю, занимаясь каждый своим делом. Здесь травму скорее получила я, когда это услышала, но это уже мои, родительские тараканы и боязнь, что дочь будут обижать, и чувство уязвимости и зависимость от мнения общества и еще целая куча комплексов и тому подобных заморочек.

В целом могу сказать, что с детьми наших гостей, с которыми Алиса вынуждена взаимодействовать летом, отношения складываются ровные. Я считаю, что такое общение тоже очень важно для неё, ведь это общение выходит за рамки привычной жизни, оно заставляет её учиться общаться с другими, учиться доносить свои желания до других, учиться выражать свои мысли, а всё это очень важно для её дальнейшего развития и жизни в целом.

Комментарии: