Это очень сложная тема, целью этой статьи не является желание кого-то обидеть, я старалась подобрать наиболее чуткие формулировки. Данный текст является исключительно мнением автора, основанном на её личном опыте и переживаниях, он может не совпадать с вашим мнением и не претендует на истину в последней инстанции.
Когда на детской площадке или в магазине мы видим маленького ребёнка, который в истерике валяется на полу, то скорее всего думаем о том, что ребёнок плохо воспитан и таким поведением хочет добиться покупки чего-то очень желанного. В период весенне-осенних обострений мой дочь (у неё аутизм, СМА, умственная отсталость легкой степени и СДВГ, более подробно об этом здесь) тоже может падать на землю и плакать. Я, как её мама понимаю против чего она бастует. Чаще всего это происходит тогда, когда ей хочется пойти куда-то, а я не разрешаю. Идти на поводу в нашей ситуации — значит закрепить это поведение, то есть в следующий раз она поступит точно также, уверенная в успехе. Простой пример, если я отказала ей в конфете, она начала истерить и я уступила, значит у неё в голове складывается простая логическая цепочка: хочу конфету – надо истерить. Разрушить эту логическую цепочку потом будет крайне сложно. Моя задача — не дать ей сформироваться. Поэтому, если моя дочь пытается истерикой чего-то добиться, то я не соглашаюсь. Это бывает трудно, но я стараюсь. В такие моменты я уже научилась отрешаться от окружающего мира, хотя такие «выступления на публике» не самая приятная часть жизни. Хотя, исходя из моего опыта, я поняла, что мнение окружающих во многом зависит от того, как в подобной ситуации себя ведёт родитель. Спокойное поведение мамы залог более лояльного отношения к этой ситуации окружающих.
Когда-то, если качели, на которых она обожает качаться были заняты у неё случалась истерика. Она просто не понимает, почему она не может покачаться, у неё есть проблемы с пониманием. Мы долго учились ждать. Сначала она брыкалась и плакала, пока я её удерживала и объясняла, что как только другой ребёнок накачается она сможет занять его место. Сейчас она знает, что если качели заняты, то она должна стоять в стороне и ждать или пойти покачаться на других качелях. Есть отличный способ регулирования таких моментов – визуальное расписание и социальные истории, которые являются частью АВА-терапии. Они помогают ребёнку с проблемами получить понимание окружающего мира и его действительности, а также обрести понимание, что вообще с ним происходит. Но сегодня не об этом.
Однажды, на детской площадке я стала свидетелем необычной для меня ситуации. Врезалась мне она в память очень ярко.
Бабушка и внучка, последней на вид около 4 лет. Бабушка держит качели и громко уговаривает внучку покататься. В это время на площадку заходим мы. Алиса видит, что качели свободны, то есть на них никто не сидит и устремляется к ним, в это время внучка соглашается с уговорами и тоже бежит к качелям. Я, предчувствуя, что возможна неприятная ситуация Алису отвлекаю и увожу. Когда освобождаются соседние качели мы их занимаем и спокойно качаемся. Я уже и думать забыла о бабушке с внучкой, потому как всё прошло гладко, я довольна, что Алиса спокойно ушла, дождалась своей очереди всё прекрасно. Соседние качели свободны. Минут через 10 к качелям начала приближаться девочка, тоже лет 3,5 – 4, с намерением на них покачаться и тут материализовалась внучка, она подбежала и выпихнув другую девочку села на качели. Вполне нормальная ситуация, ничего экстраординарного. Апогей наступает дальше. Подходит бабушка и ребёнок искренне начинает радоваться тому, что она обманула девочку. «Бабушка, я молодец. Я обманула девочку! Я увидела, она бежит, и я перед ней села!» Бабушка в это время начинает внучку хвалить: «Молодец, конечно, какая ты умница, обманула девочку». И если слова ребёнка еще можно списать на то, что она не понимает, что такое «обманула», то в случае с бабушкой это сделать уже сложно. Видимо, на лице у меня отразилась вся гамма эмоций, потому что, натолкнувшись на мой взгляд бабушка стушевалась и начала говорить о том, что не обманула, конечно, а обхитрила. Для меня это яркий пример «плохого воспитания». Возможно, со мной кто-то не согласится.
Но к чему я всё это веду?
Ребёнок, который развивается согласно всем возрастным нормам может быть агрессивным в силу трудных жизненных условий, например, если его родители ведут асоциальный образ жизни. Ребёнок, который отстаёт в развитии может быть агрессивным потому, что это побочка от таблеток, которые он принимает. Нормальный ребёнок точно также, как и ребёнок с особенностями развития может проявлять агрессию или какие-то, с нашей точки зрения, признаки невоспитанности. Точно также ребёнок с диагнозом может быть невоспитанным, тогда, конечно, ситуация осложняется.
На свете существует множество стереотипов, мы подвержены их влиянию, как ни крути. Блондинки – глупые, толстые люди – добрые, тёща априори не любит зятя, особые дети – агрессивные. И ведь, действительно может так случиться, что нам в жизни встретится блондинка, которая не блещет умом, или очень добрая воспитатель, с талией далёкой от 60 см, тёща, которая на дух не переносит мужа дочери или ребёнок, который имеет особенности развития и обижает других детей. При этом, также распространены и часто встречаются в жизни обратные ситуации: блондинки, демонстрирующие свой острый ум, грубые или озлобленные люди, имеющие лишний вес, тёщи, обожающие своих зятьев, дети-инвалиды, не проявляющие агрессии. Наш мир настолько многогранен и неоднозначен, что стоит копнуть поглубже и наше мнение о человеке может поменяться от и до.
Особенный или невоспитанный разобраться со стороны не всегда представляется возможным. Главное, на мой взгляд, что должны сделать родители — это научить ребёнка справляться с такими ситуациями. Научить социально приемлемым способам общения, подготовить к тому, что вокруг очень много разных людей, научить его любить этот мир и уметь быть счастливым, не смотря ни на какие жизненные ситуации.