Всем доброго дня! Чем старше становится Алиса, тем больше я задумываюсь о том, чем она будет заниматься после окончания школы.
Интересный вопрос, куда пропадают дети с особенностями развития по мере взросления? Мы постоянно посещаем какие-нибудь центры по развитию детей с особенностями. Маленьких детей в таких центрах много, большинство, по моим наблюдениям, от 3 до 7 лет. Младших школьников меньше, но они есть. Подростков почти нет, крайне редко видим детей от 14 лет и старше. Почему так происходит? Скорее всего, часть детей успешно преодолевают трудности и вливаются в норму, особенно это касается ЗРР (задержка речевого развития), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). ЗПРР (задержка психоречевого развития), если в дальнейшем этот диагноз не меняется на что-то более серьезное.
Но ведь не все выходят в норму. Может к этому возрасту родители уже настолько погружаются в проблематику, что могут лучше любого специалиста работать с ребенком? Сегодня мне позвонила моя подруга и попросила поговорить с её знакомой, чья полуторагодовалая дочь не откликается на имя. Я сначала очень удивилась, ведь я не невролог, что я могу сказать, но в процессе беседы, вдруг, поняла, что очень много знаю о симптомах аутизма и еще больше о том, как с ними работать. Честно, я, конечно, просто постаралась рассказать о тех признаках в поведении ребёнка, которые должны заставить родителей забеспокоиться и проконсультироваться и дала контакт компетентных специалистов, которые могут провести диагностику. Ставить диагноз и тем более советовать какое-то лечение я не в праве. Но эта ситуация заставила вспомнить и осознать еще и тот момент, что мы почти перестали ходить с Алисой по неврологам. Если в начале нашего пути я ждала от каждого врача какого-то четкого диагноза и конкретной схемы действий по его преодолению, то теперь этого нет. Почти все, что нам рекомендовали мы уже испробовали, диагнозы уже стоят, работа ведется, ждать чудесной волшебной таблетки перестали. Может и в остальном также происходит?
Я, правда, пока себя не чувствую в силах отказаться от помощи специалистов. Понимаю, что моих знаний и навыков не достаточно, чтобы работать с Алисой исключительно самостоятельно, но ведь я не показатель того, что у всех дела обстоят также.
Может быть, школьников еще и не так видно потому, что они в большинстве своем посещают специализированные школы, где работают и с психологом, и с логопедом, и с дефектологом.
Возможно, быт становится настолько налажен, что какие-то новые активности в него уже не вписываются (особенно, если учесть тот факт, что аутисты осторожно, а порой и негативно относятся к переменам).
Больше всего меня пугает возможность того, что родители теряют возможность справиться со своим ребенком и перестают его выводить в свет. Лично знаю девочку, которая вступила в подростковый возраст и мама недавно написала, что они перестали выходить с ней куда-либо, потому что не могут справиться. Причем, девочка постоянно работает со специалистами, находится на бгбк диете, получает комплекс витаминов и БАДов, проходит БАК и т. п., то есть она всегда в фокусе внимания, ею занимаются. И, читая комментарии к посту мамы этой девочки я увидела, что проблема эта не единичная. Родители теряют руководящий контроль, они не могут уговорить ребёнка перестать плакать или кричать на улице, в магазине или любом другом людном месте. Ни в коем случае не говорю о том, что это плохие родители, меня пугает сам факт.
Сегодня измерила рост Алисы, она вытянулась на 5 см, теперь её рост 128 см, мой 160 см и я понимаю, что если сейчас на улице она закатит истерику я, вряд ли, силком её куда-то донесу. И очень не хочется, чтобы она сидела дома.
Опять-таки, для детей постарше уже гораздо меньше каких-то кружков, где они могут проводить время. Мне очень врезался в душу момент, когда я в ожидании Алисы из школы (я ее привожу утром, а потом жду у школы, так как от нашего дома до школы 20 км пути) увидела мальчика, который пришел к школьному забору и просто стоял и смотрел на территорию учебного заведения. Потом уже я узнала, что этот мальчик в прошлом году закончил эту школу и теперь, конечно, посещать её не может, но и других занятий у него, видимо нет. Так и приходит он к тому месту, где его принимали, где ему было интересно, а мне от этого становится жутко.
Хорошо, что сейчас становится все больше таких мест, где дети с особенностями могут не просто получать знания, но и проводить время в обществе и с пользой. Спасибо огромное тем людям, что в своих центрах организуют такие группы, это огромная работа, но она такая нужная. Хочется верить, что постепенно активностей и для старших детей будет все больше. А может быть, я просто пока не в теме и не знаю о том, что происходит с детьми с подобными диагнозами в подростничестве? Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом, буду очень признательна!