Ребятушки, эта статья не диагностическая, написана не специалистом, а мамой ребёнка с аутизмом для того, чтобы познакомить других с тем, как выглядит аутизм в быту. Перечисленные ниже признаки не обязательно будут у всех детей с РАС, но встречаются довольно часто. Если вы увидите, что ваш ребёнок делает что-то похожее, то это ещё не значит, что у него тот же диагноз, пожалуйста, не используйте данную статью как метод диагностики, для этого есть другие, проверенные тесты.
1. Самый известный, наверное пример, который знаком даже людям никогда не имевшим дело c аутизмом — приверженность определённой одежде. В зависимости от степени выраженности это может быть как отказ носить другую одежду, кроме любимых, скажем, майки и джинсов, так и отказ от одежды из каких-то тканей, например. У моей дочери это проявляется в приверженности к обуви, особенно к зимней. Убедить её перейти на более лёгкую обувь не просто. При смене обуви она испытывает дискомфорт, ей надо привыкнуть к новым ощущениям и на это требуется время (от нескольких дней до нескольких недель).
2. Избирательность в еде. Очень часто встречаю примеры того, что до определённого возраста дети очень хорошо кушали, меню было разнообразным, а потом всё изменилось. Чаще всего это происходит после первого года жизни, иногда ближе к двум годам. Ребёнок перестаёт есть супы и каши в обычном виде и ест их только в виде перетёртого пюре. Кто-то ест только определённые продукты. Одна из мам однажды поделилась, что её сын питается почти только одними огурцами, заставить его есть другую пищу сложно. Алиса обожает жареную курицу, она готова питаться только ею, но супы и каши тоже ест, хотя и не так охотно. Сейчас я потихоньку приучаю её есть супы и каши не в перетертом виде, но это очень медленный процесс, хотя определённые успехи есть. У АВА-терапистов даже есть «Пищевой тренинг», целью которого является научить ребёнка есть разнообразную пищу.
3. Закрывание дверей. Если в помещении есть дверь — она должна быть плотно закрыта. Опять же, проявляться может по-разному, кто-то в принципе не терпит открытых дверей, кто-то закрывает их в определённой ситуации. Например, моя дочь не может уснуть, если дверь в её комнату приоткрыта. Раньше я думала, что это свойственно только ей, но пообщавшись с другими мамами, оказалось, что у многих детей подобная любовь к дверям присутствует.
4. Выключают/включают свет. Может так быть, что ребёнок, заходя в любое помещение тут же включает там свет или выключает его. Он делает так, как ему комфортно. Знаю одного мальчика с РАС, которому необходимо, чтобы все лампы в помещении горели и он обязательно это проверяет и контролирует. Моя дочь перед сном выключает свет везде, во всей квартире должно быть темно. Так как у неё все же легкая степень аутизма, то уговорить её оставить свет, например, в прихожей можно, особенно если на находится в спокойном состоянии.
5. Ритуалы. Очень обширное понятие. У нас это проявляется в дороге. Если мы едем в какое-то место, то она определяет это по маршруту. Если на занятия мы едем определённым маршрутом и, вдруг, этот маршрут нарушили (например, ремонт дороги и мы поехали в объезд), то для неё это означает, что мы едем в другое место и когда приедем на занятия она может отказаться выходить из машины. Несколько специалистов, с которыми мы работали советовали не менять маршруты и не давать дочери лишний повод для стресса. Я пошла другим путём, мы всегда проговариваем куда мы едем, потом начали использовать визуализацию (показывали ей на экране компьютера конечную точку поездки) и с этим стало гораздо проще. Вообще с этой проблемой очень хорошо справляется визуальное расписание (привет АВА-терапия).
6. Боязнь громких звуков. Когда мы едем в лифте Алиса всегда зажимает уши руками в момент остановки и отправления — ей неприятен звук закрывающихся дверей лифта. Если кто-то громко кричит, она испытывает сильный дискомфорт и может заплакать. Часто мы с этим сталкиваемся в детском саду. Дочь ходит в группу «Особый ребёнок» и это всегда очень заметно, как они заводятся друг за другом. Например, всё спокойно и каждый занят своим делом, потом раздаётся громкий звук, который неприятен одному из них, он начинает кричать и уже от него по цепочке заводятся остальные. С этим тоже можно работать и справляться с боязнью звуков помогают занятия по сенсорной интеграции.
7. Неприятие прикосновений. Кто-то вообще не может терпеть чужие прикосновения, кто-то не выносит прикосновений незнакомых людей, кто-то только к определённым частям тела. Алиса крайне не любит, когда трогают голову. Поэтому мы долго учились спокойно мыть волосы. Прически тоже она долго не давала делать, но постепенно она привыкла и к расческе и к косичкам и хвостикам. Я могу заплести её, она будет весь день ходить с прической, но как только она приходит домой, первым делом она снимает с головы все резиночки и распускает косы.
8. Стереотипное поведение. Очень сложный вопрос и я глубоко в него погружаться не буду, просто приведу примеры. Алиса обожает качаться на качелях, ей это в кайф. Но главная стереотипия, которая у нас есть — прыжки на месте. Прыжки на полу, на диване, на батуте, везде. Она прыгает когда радуется, когда ей хорошо, когда весело. Кто-то кружится вокруг себя, кто-то раскачивается, вариантов масса. Чем спокойнее эмоциональное состояние ребёнка, тем меньше проявляются такие стереотипные действия, как только его что-то начинает напрягать, нервировать подобные действия проявляются сильнее. Часть специалистов говорят о том, что такие действия помогают детям успокоиться, примириться с окружающим миром.