На одном из комментариев у меня спросили, что не так с Алисой. Именно поэтому я решила сегодня об этом рассказать более подробно. Скажу сразу, что буду стараться писать максимально объективно, но не факт, что это получится на все 100%, потому как говорить о своём ребёнке опустив эмоции и оставив голые факту трудно. Для тех, кто впервые на моём канале — я пишу в основном о дочери, но иногда достается и сыну. У Алисы сенсомотрная алалия, аутизм, умственная отсталость легкой степени и СДВГ. Руслан здоров.
В этой статье я не буду рассказывать как мы работаем со всем ниже перечисленным, потому что тогда одной статьёй не ограничусь. Итак, факты:
1. Речь. Самая большая и главная проблема Алисы — речь. Она её не понимает. Например, я говорю ей: «иди сюда», она слышит, но мозг не обрабатывает этот сигнал правильно и для неё это может звучать как «тпыневныобфР». Представьте, что вы попали в Китай, вокруг вас все говорят, но вы ничего не понимаете. Примерно так обстоят у неё дела с пониманием речи. Сейчас она уже понимает простые бытовые устные инструкции, но до полного понимания речи как до того же Китая пешком. Исходя из этого правильно говорить она тоже не может. У неё в словарном запасе пять слов «мама», «папа», «баба». «дай», «иди». Для неё речь это фон, к которому она привыкла, но который не несёт какого-то значения.
2. Мышление. Интеллект у Алисы сохранен, но из-за того, что речью она не владеет мышление развивается по-другому. Конечно, из-за отстутствия понимания речи она отстает от сверстников в развитии, то чему они учатся с помощью речи она постигает по-другому, что-то остается недоступным, что-то осваивается позже. Она приспосабливается к миру, используя доступные ресурсы, отсюда и аутичные черты. Поэтому появляются истерики, как попытка объяснить, что она чего-то не хочет. Для того, чтобы понять какое-то задание ей не достаточно просто зачитать инструкцию, от этого ей будет ни холодно ни жарко. Она понимает наглядно, поэтому освоила задания, выполнение которых можно показать и этого будет достаточно для понимания. Яркий пример такого задания — лото, паззл, пирамидка. Более сложные задания, например «четвёртый лишний» гораздо сложнее объяснить наглядно. Для того, чтобы это задание выполнить ребёнок должен знать названия всех предметов, понимать к какой группе они относятся (чашка, вилка, ложка, велосипед — какое слово лишнее?), освоить это без понимания речи трудно. Трудно даются действия по образцу. Например, сложили домик из цветных палочек и просим её рядом сложить такой же. Если накладывать сверху, на готовый домик, то она справится, а рядом нет. Алиса хорошо запоминает зрительно и может выложить слово по памяти, например «луг», но если попросить её дать карточку, где это слово написано, то сделать это она не сможет. Простые и знакомые слова, особенно те, которые звучат в быту она уже узнает, например, если я её попрошу в лифте «нажми кнопку» она выберет наш этаж и выполнит просьбу, но если я попрошу её нажать кнопку в новом помещении, которая будет расположена на столе она меня не поймёт.
3. Игра. Её привлекает предметно-манипулятивная деятельность: башни из кубиков, паззлы, лото, фигурки животных, которых она сортирует по различным признакам (кстати, проще всего ей сортировать по внешним признакам — размер, материал из которого они изготовлены, цвета и т. п., по группам «домашние», «дикие», то есть более абстрактным сделать гораздо сложнее, на 100% верно она этого не делает). Может покормить куклу, налить ей чаю, но делает это только по моей просьбе, после того как я покажу как это надо делать, самой ей это не интересно. Первая ролевая игра у неё появилась почти в 7 лет, когда у папы схватило спину и я ставила ему уколы. Алиса сама (это прям прорыв) брала шприц без иглы и тоже ставила папе уколы. Это был очень большой шаг, это говорит о том, что мышление развивается, потому как сюжетно-ролева игра это один из ключевых способов освоения социального взаимодействия. Пока это единственная такая игра у Алисы.
4. Быт. Здесь всё вполне налажено, она может обслуживать себя сама и даже помогать мне. Убирает за собой посуду, самостоятельно ходит в туалет, одевается и т. д. Более подробно об этом писала здесь.
5. Общение. Она умеет жестами показывать «привет», «пока», может здороваться за руку. К другим людям относится спокойно, они не особо ей интересны. Её не тянет на площадке к детям, если к ней подходит ребёнок и обращается с вопросом, то она чаще всего его игнорирует. Бывает, что ей понравился ребёнок, чаще всего ей нравятся маленькие дети 2-3 лет, тогда она может за ним наблюдать, может подойти и поцеловать или погладить по голове (скажу сразу, что одна она на площадке не гуляет и детей трогает только с моего разрешения, которое я, в свою очередь, спрашиваю у родителей). Дальше этого контакт не заходит. В группе детского сада она здоровается с детьми, когда приходит, прощается когда уходит, они могут вместе выполнять какое-то задание, например играть с сортером, по очереди опуская предметы в нужные прорези. В группе их учат взаимодействовать друг с другом (детский сад обычный, группа «особый ребёнок»), но всё равно чаще они играют сами с собой.
6. Питание. Алиса не может есть суп в обычном виде, только суп-пюре. Причем, до 1,5 лет она прекрасно ела обычные супы, а потом перестала. В группе у многих детей такая проблема. Тоже самое с кашами. Второе она прекрасно ест, например курицу, котлеты, хлопья. Набор продуктов. Которые она ест тоже ограничен, заставить её попробовать новый продукт почти нереально, она будет отказываться, закрывать рот, выплевывать его.
7. Сенсорика. Алиса не любит громкие звуки, он причиняют ей дискомфорт. В лифте, при открытии дверей она зажимает уши. Если рядом громко кто-то кричит, особенно высоким голосом тоже закрывает уши, пытается уйти подальше. Бывает, что привожу её в детский сад, а кто-то из детей кричит (группа у нас специфическая, говорящих детей мало, поэтому бывает, что ребёнок не выспался или не в настроении или наоборот жутко доволен и по этому поводу кричит), в этом случае Алиса может начать плакать. Сейчас она начала пытаться воздействовать на источник шума, она может подойти и прикоснуться к ребёнку, чтобы он замолчал. Сначала она могла стукнуть по руке, пыталась оттолкнуть, если он был рядом, но мы вовремя это просекли и приучили к тому, что так делать нельзя.
8. Внимание. Ей трудно долго удерживать внимание. На улице надо постоянно за ней следить, сама она оценить опасность приближающегося, например, автомобиля не может. Полчаса однообразной деятельности она еще может выдержать, потом устает и отвлекается.
Вообще, на улице или в общественных местах она ведет себя вполне адекватно, а если случается истерика, то со стороны больше похожа на невоспитанного ребёнка, потому что она может упасть на землю, пытаться убежать от меня, плакать и т. д. Только вот успокоить её в такой момент крайне трудно, если уж завелась, то завелась, уговорить её не получится, она не понимает, только переключать на какое-то действие, что на улице не всегда возможно. Радует, что случаются такие истерики уже не часто, последняя была несколько месяцев назад, а до неё почти год подобных не было. Бывает еще самоагрессия, например, когда я ей что-то не разрешаю, а ей очень хочется, но хочется не настолько, чтобы заплакать она может бить себя рукой по лбу, тогда ей становится себя жалко и она начинает плакать. В возрасте 3-х лет она пыталась в таких ситуациях биться головой о стену или об пол, но это очень больно и постепенно она пришла к такому варианту. Так как мы все эти уловки просекли, то не ведёмся на них, но пока она от них не отказалась.
Не знаю насколько точно я все описала, очень много каких-то мелких моментов, которые её отличают, но самое-самое я попыталась донести.