Выученная беспомощность аутистов
Доброго дня! На прошлой неделе я наблюдала за собой, пока Алиса одевалась в школу. Я сидела напротив и усилием воли оставалась на месте. Я прямо почувствовала как дергаются мышцы, как я наклоняюсь к ней, чтобы помочь. Алиса умеет одеваться сама. Ей еще тяжело даются пуговицы, не всегда справляется с собачкой замка, но в целом справляется хорошо. Если вечером, когда мы собираемся кататься перед сном на машине я не уделяю столько внимания процессу её одевания, то перед школой очень тянет помочь. Вечером она одевается сама, мы никуда не торопимся, я могу доделывать какие-то дела, досматривать кино, пока она собирается. Даже если процесс занимает долгое время и выглядеть она будет не очень аккуратно я отношусь к этому спокойно, торопиться нам не куда, а в машине никто не увидит насколько идеально надеты на Алисе штаны или куртка. Перед школой ситуация иная. За 15 минут до выезда мы начинаем собираться и в условиях ограниченного времени я начинаю Алисе помогать. Поправляю колготы, если она их криво надела, подаю рубашку и т. п. И внезапно меня осенила мысль или глаза прозрели, не знаю, но я поняла, что сама не даю ей возможности многие вещи делать самостоятельно. Из-за того, что я выделяю 15 минут на одевание и вследствие этого начинаю её торопить или делать что-то за неё. И пример с одеждой не единственный. Конечно, я стараюсь, чтобы она больше делала сама. Очень часто делаю замечания бабушке, которая готова делать за Алису вообще всё. При этом, я настолько привыкла к тому, что она не все может сама, что даже не даю ей возможности попробовать.
Теперь я стараюсь останавливать себя и это очень трудно. То, на что Алисе потребуется полчаса времени я могу сделать за пару минут, а ждать и смотреть как она крутит-вертит эту злосчастную куртку или пытается натянуть её задом-наперед, а потом сидит и осмысливает, что не так, тяжко. Не в том смысле, что мне её жалко или мне тяжело морально, просто хочется на каком-то чуть-ли не рефлекторном уровне сделать всё самой и быстро. А ещё, конечно, хочется помочь, чтобы ей было проще. Только вот чем больше я ей помогаю, тем меньше она умеет делать сама. И об этом я стараюсь постоянно себе напоминать.
Недавно Алиса научилась кулаком стучать в дверь. Так как рук у неё слабоваты и мелкая моторика дается тяжко сложить руку в кулак и потом постучать костяшками по двери ей не удавалось. После наших ежевечерних прогулок я стала помогать ей складывать пальцы в кулак и стучать по двери, чтобы нам открыли. Получалось плохо. Пальцы все время разъезжались, а костяшкам было больно стучать по двери. Через неделю попыток, я уже было совсем её пожалела и решила стучать сама, но потом остановила себя, ведь минутное дело и мы продолжили. Примерно через 3 недели Алиса научилась держать пальцы в кулаке и бить костяшками по двери так, что при этом её слышно в доме. Конечно, стучит еще слабенько, но ведь стучит! И радость моя от её успеха даёт силы на то, чтобы продолжать. Теперь воюем с пуговицами, до идеала далеко, но прогресс есть.
И я понимаю, что вот этим простым действиям именно я могу её научить, не дефектолог или учитель, а я. И эти действия пригодятся ей может в гораздо большей степени, чем математика.
В последнее время меня очень вдохновляет пример тренировочной квартиры для детей с особенностями, которая существует в Новороссийске. Кстати, большое спасибо вам, ведь именно из ваших комментариев я о ней узнала. Там уже взрослые ребята учатся жить самостоятельно, обслуживать себя, готовить кушать, убирать и вообще быть самостоятельными. И я понимаю, что часто родители, сами того не ведая и не желая, ограничивают возможности детей. Особенно это касается тех, чьи физические или умственные возможности уже ограничены. Желая сделать их жизнь легче, приятнее, компенсировать, долюбить, оградить от неудач, — мотивов может быть огромное множество, мы сами делаем их зависимыми от нас. Есть даже такой термин «выученная беспомощность». Очень яркое определение и очень грустное. И, конечно, хорошо бы кто-то нам показывал как выглядит наша чрезмерная забота со стороны.
Мне в этом смысле очень помогает наш дефектолог, которая всегда прямо говорит, в чем я перегибаю палку, но она ведь тоже не видит как мы ведем себя дома. Дома нас на место обычно ставит старший сын, он относится к Алисе как обычной младшей сестре и часто останавливает меня, а еще чаще бабушку и говорит, что это она может сделать сама. За это ему большое спасибо!
А вы ловили себя когда-нибудь на мысли, что делаете что-то за своего ребёнка, что он вполне возможно может делать сам?
Комментарии: