Как выбрать логопеда
Если у ребёнка есть проблемы, с которыми родители не могут справиться самостоятельно, то они прибегают к помощи специалистов. Очень хочется, чтобы результат от работы специалиста был. Мы на своём веку повидали множество специалистов и даже выработали ряд критериев, по которым можно на начальном этапе определить стоит пользоваться его услугами или нет. Делюсь с вами.
- «Диагностика». Если вы приводите ребёнка к логопеду (дефектологу и т.п.) и говорите, что вам необходимо запустить ребёнку речь и специалист тут же начинает над этим работать, это первый тревожный симптом. Родители всегда субъективны и при этом у них часто нет знаний, которые позволяют правильно оценить проблему ребёнка. Особенно это касается тех, кто находится в начале пути и только столкнулся с проблемой. Любая работа всегда начинается с диагностики, даже если это постановка звука «р», логопед сначала проверяет как обстоит дело в настоящий момент, определит возможные причины, поставит задачи, над которыми будет работать. Например, родитель приводит ребёнка и хочет, чтобы логопед научил его фразовой речи, при этом у ребёнка отсутствует пассивный словарный запас, а активный чрезвычайно мал и понять он может это, конечно, при диагностике. Здесь возникает ещё один нюанс. Несовпадение целей родителей и реальных возможностей ребёнка. Идем к следующему пункту.
- «Несовпадение целей родителя и логопеда». Если заказчик услуги и поставщик представляют эту услугу по-разному, то непременно возникнет конфликт интересов. Если после диагностики специалист говорит вам о том, что проблема несколько шире, чем вы думали и что перед тем как, скажем, запустить речь надо поработать над фонетическим слухом это хороший повод прислушаться. Спрашивайте, не стесняйтесь. Хороший специалист всегда сможет объяснить почему и над чем надо работать в первую очередь. Если сомневаетесь, лучше проконсультироваться ещё у одного специалиста. Вариант, когда логопед идёт на поводу у родителей не очень хороший, потому что ребёнок может просто не освоить тот материал, который ему будут давать. Результат будет не то что нулевым, он может быть отрицательным, потому что у ребёнка не будет получаться, а это постоянная ситуация неуспеха, негатива, приятного мало.
- «Домашние задания». Если логопед не даёт вам домашние задания, не говорит, что надо повторять дома, как надо вести себя и разговаривать с ребёнком, то на мой взгляд, он не работает на результат. Эффект, возможно, будет от его работы, особенно если проблема не большая, но чем серьезней проблема, тем большая требуется работа и тем больше необходимо, чтобы родители включались в неё. Может даже так получиться, что на занятиях ребёнок будет говорить правильно, вести себя хорошо, но только на занятиях, дома проблема останется. Если специалист привлекает вас к решению проблемы, это не значит, что он перекладывает на вас часть своей работы, это значит, что он заинтересован в результате, а не в процессе.
- «Золотые горы». Меня всегда очень настораживает, когда обещают сногсшибательный результат. Это, кстати, касается не только логопедов, дефектологов, психологов, но и различных процедур. Пустые обещания часто начинают сыпаться с первых минут, сопровождаясь историями успеха других детей. А уж если при этом даже не проводится диагностика, то есть с вашим ребёнком еще даже не пообщались, не проверили, что он знает и умеет, значит доверять такому специалисту нельзя. Грамотный специалист понимает, что успех может зависеть от большого количества критериев и прогнозы строит только на основании работы, причем очень аккуратно. Кстати, пустые обещания обычно размыты во времени, а если успех так и не приходит, то в этом могут обвинить и самих родителей. Держитесь от таких «специалистов» подальше. Не бывает успеха без труда.
На мой взгляд, это основные критерии, по которым вы можете выбрать логопеда или другого специалиста для работы с ребёнком. Остальные скорее дополнительные.
- «О чем речь». После занятия вам кратко рассказывают о том, что делали на занятии, что получилось, а что нет, над чем надо поработать. Для меня это важно, потому что, во-первых, всегда приятно послушать, что получается хорошо и зарядиться позитивом и во-вторых, я могу поработать дома над тем, что не получается.
- «Добрый или злой полицейский». К каждому ребёнку нужен свой подход, кого-то надо только хвалить, кому-то требуется строгость, кто-то не может усидеть на месте. Логопеды, как ни странно, тоже люди и кто-то добрый и ласковый, кто-то строгий, кто-то говорит громкой, кто-то не готов работать с тяжелыми ситуациями. Поэтому важно совпасть. Может так случиться, что прекрасный специалист и ваш чудесный ребёнок просто не подойдут друг другу, это не значит, что кто-то из них плохой, такое бывает. Я, например, знаю, что очень мягкий по характеру, спокойный, даже меланхоличный человек с моей дочерью вряд ли сможет работать, она сядет на шею. Строгий, последовательный в своих действиях, веселый, активный логопед — это наш вариант. Посетите одно-два занятия, посмотрите, как ребёнок и специалист взаимодействуют, и вы поймете насколько хорошо они ладят. Кстати, если специалист категорически против вашего присутствия, я бы тоже задумалась. Потому что, посмотрев, как вы ведете себя, когда ребёнок выполняет задание или даже попросить вас выполнить что-то вместе это отличный способ понять очень многое в поведении ребёнка.
- «Вы не сошлись со специалистом». Тоже бывает. Здесь от категоричных выводов я бы воздержалась и если все предыдущие критерии на ура, то советовала бы подождать и посмотреть на результат. Если он не заставит себя ждать, то можно продолжить занятия, в конце концов, главное же, чтобы специалист нашел общий язык с ребёнком и был результат.
Напоследок скажу, что все эти критерии я вывела только благодаря тому, что на нашем пути встречались отличные специалисты, которые задали высокую планку и я им очень благодарна за их труд, за наши успехи. Были и разочарования, но в большинстве случаев нам везло. И потому желаю родителям работать с настоящими профессионалами своего дела, которые болеют за успехи детей, а специалистам желаю адекватных родителей, которые готовы прикладывать усилия, для достижения успеха их ребёнком.
Комментарии: