Тревожные симптомы или когда есть повод обратиться к специалисту
Сегодня попробуем разобраться, какие тревожные симптомы в поведении ребёнка могут сигнализировать о наличии нарушений. Сразу оговорюсь, что я обозначу только признаки, которые возможно указывают на наличие нарушений в развитии ребёнка, а не точные симптомы конкретных заболеваний. А потому присутствие одного или даже нескольких признаков у ребёнка не будет свидетельствовать о том, что у него, скажем, аутизм, это скорее будет повод проконсультироваться со специалистом, чтобы либо развеять страхи, либо как можно раньше начать работу, ведь уже доказано, что чем раньше начать заниматься с ребёнком, тем более успешным будет результат лечения и абилитации. Поэтому прошу вас заранее не паниковать, а наблюдать за своим ребёнком, внимательно отмечать его успехи и помогать, если что-то не получается.
- Существуют возрастные нормы развития ребёнка. Даже если у вас нет специально образования вы легко можете набрать в поисковике фразу «Что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3 …n месяцев» и получите весьма конкретные списки умений и навыков. И первое что вы можете сделать это сравнить, что должен к этому возрасту ребёнок уметь, с тем, что демонстрирует ваше чадо. Следует понимать, что чем ребёнок младше, тем меньше у него умелок, чем он становится старше, тем больше нового появляется в его поведении и знаниях. Есть ещё такое понятие «зона ближайшего развития» это то, что ребёнок может делать с помощью взрослого, на это тоже следует обращать внимание, это то, что в ближайшее время он освоит и будет делать самостоятельно. Поэтому, если согласно возрастным нормам, ваш ребёнок сам еще что-то не делает, но с вашей помощью у него получается, значит скоро будет делать сам и переживать по этому поводу не стоит.
- Отсутствие речевого развития. Один из важнейших показателей развития ребёнка – речь, в своём становлении она проходит различные этапы. Сначала ребёнок учится реагировать на речь, даже скорее на звуки, он начинает различать голос мамы и улыбается или успокаивается, услышав его. Учится реагировать на своё имя. И если ребёнок не откликается на свое имя, а ему уже больше полугода, то это повод либо пересмотреть своё поведение (например, вы используете множество ласковых имен, называете ребёнка зайчиком, котиком, пупсиком и т.д. и он просто может не сориентироваться как же его все-таки зовут) либо внимательнее присмотреться к остальным навыкам, попробовать научить его этому, больше называть по имени. То, что ребёнок не откликается на свое имя может свидетельствовать о возможном нарушении слуха или о других нарушениях восприятия или мышления.
Говорить о том, что, если слова не появились к определенном возрасте, значит, что у ребёнка точно какое-то нарушение тоже нельзя, ведь чем сложнее навык, тем больший разброс по времени в его освоении у разных детей. Только это повод внимательнее присмотреться, как ребёнок общается, есть ли у него лепет, было ли гуление, как он воспринимает чужую речь. Как он реагирует на просьбу. Понимает ли он интонацию (улыбается, когда с ним говорят ласково, плачет, если ругают). Нюансов очень много, но если знать, на что обратить внимание, то будет проще понять хорошо все или надо обратиться к специалисту.
- Общение. Следует понимать, что до 9-12 месяцев ребёнку могут быть не нужны сверстники, ему вполне достаточно мамы, папы или других близких, которые часто проводят время рядом с ним. Важно также смотреть как ребёнок будет начинать взаимодействовать с ближайшим окружением. Как он просит что-то. Отсутствие указательного жеста тоже свидетельствует о нарушении коммуникации. Здесь опять, надо отметить, что это не 100% факт, может быть так, что ребёнка понимают с полу взгляда и у него нет необходимости пытаться объяснить что-то взрослому. Понаблюдайте за собой, притворитесь, что не понимаете ребёнка, ему это нужно, он должен захотеть вам объяснить, чего он хочет, иначе у него просто не будет потребности в речи, даже если с его здоровьем все в порядке.
- Игра. Очень важный и очень многогранный процесс. Игра способствует освоению социальных норм и правил, развивает очень многие навыки и поистине бесценна в процессе развития ребёнка. Самое простое, что вы можете увидеть — это повторяет ли ребёнок за вами действия с предметами. Например, вы показываете ему как ездит машинка, как рычит при этом её мотор, как она входит в повороты, как крутятся её колеса, а ребёнок за вами не повторяет. Он берёт машинку и крутит колесо, ему это нравится, по прямому назначению он машинку не использует и не пытается. Конечно, с первого раза выводы делать не надо, если ребёнок увидел машинку впервые ему интересно её рассмотреть, но, если на протяжении длительного времени он так и не приходит к катанию машинки надо обратить внимание как обстоит дело с другими игрушками. Повторение за взрослым очень важно и показательно, пробуйте, исследуйте возможности вашего ребёнка, дайте ему пустую тарелку и ложку, попросите покормить вас, покажите сами что вы хотите от него, пробуйте в разных ситуациях.
Конечно, всё это далеко не полный список ситуаций, в которых вы можете увидеть проблемы, но на мой взгляд это те ситуации, у которых сам родитель может понять нужна ему помощь специалиста или поводов для беспокойства нет. Я считаю, что перегиб в любую из сторон (постоянная тревожность и попытки найти, что не так или полное игнорирование возрастных норм развития) всегда плохо. Всегда лучше золотая середина и консультация одного или нескольких специалистов, особенно когда родитель может четко изложить что именно его тревожит поможет разобраться в ситуации и принять правильное решение. Наблюдайте за своими детьми, радуйтесь их успехам, помогайте им осваивать окружающий мир ведь, они нуждаются в вас.
Комментарии: