Эта великая сила — бабушки!
Вот уже вторую неделю как Алиса находится во власти бабушки. К нам приехала моя мама. Когда мы еще жили в Сургуте и я вышла из декрета, а детский сад нам еще не дали, то с Алисой сидели мои родители. К моей великой печали, в этом году не стало моего папы. Мы успели навестить его, повидать дома, а потом навещали в больнице. Когда я была у него в последний раз (тогда я еще не знала, что он будет последним) у него наступило небольшое просветление и улучшение, мы поговорили, мне удалось немного накормить его и сказать, что я его люблю. Выйдя из больницы у меня появилось ощущение, что я видела его в последний раз, так и случилось. На следующий день его перевели в другое отделение, куда из-за карантина посетителей не пускали. Врач заверил нас, что папе стало лучше и мы поехали обратно в Анапу. Через две недели папа умер. Два инфаркта подряд. Мама осталась в Сургуте одна.
Очень трудно человеку, который всю жизнь о ком-то заботился остаться в одиночестве. У нас, в принципе, поколение наших родителей привыкло к преодолению постоянных трудностей, к тому, что о себе надо думать в последнюю очередь. И будучи уже давно на пенсии начать жить для себя моей маме оказалось очень трудно. Мы поняли, что надо забирать её к нам. Это стало ещё одной каплей в чашу весов, склонивших нас в сторону постройки дома. О том, как у нас зародилась эта идея написано здесь.
Дом мы решили строить на две семьи. Меньшая часть для мамы и большая для нас четверых. Когда находились в раздумьях, сколько домов строить два или один, я вспомнила, что мама считала своей самой большой ошибкой в жизни свою просьбу переехать к ним мою бабушку, её маму, чтобы помочь с детьми. Бабушка так и осталась жить с нами, а характер у неё был шебутной, далеко не покладистый. И мама мне всегда говорила, что не хочет жить вместе с детьми. Так мы остановились на двух домах с общей стеной и на одном участке.
Пока наша стройка в процессе мы живем в нашей анапской квартире.
Бабушка от внучки без ума. У неё она пока единственная. То, что у Алисы есть ряд проблем в развитии (подробно об этом я писала здесь), делает любовь бабушки безграничной. И здесь уже приходится включаться мне, чтобы отстаивать самостоятельность ребёнка. Бабушке хочется делать для внучки всё, окутать её заботой, избавить от любых жизненных трудностей. Для неё она самая маленькая, самая незащищенная, самая-самая в мире девочка, которую любой может обидеть. Если Алиса одевается и ей трудно, она бросается ей на помощь и надевает носки, потом сандали и т. д. Приходится останавливать её энтузиазм, тормозить попытки сделать всё самой, одеть, обуть, накормить. Я даже вижу, что когда она смотрит как Алиса что-то делает и у неё возникает сложность, бабушка дергается всем телом к ней, чтобы помочь. К счастью, мама у меня человек очень умный и с ней легко договориться. Я объясняю ей (и закрепляю эту информацию для себя), что Алиса должна учиться делать всё сама, что наша задача дать ей средство стать самостоятельной и наша всепоглощающая забота может выйти ребёнку боком в процессе взросления.
Благодаря тому, что я увидела со стороны как выглядит гиперопека и к чему она приводит (Алиса расслабляется очень быстро) я стала и за собой больше следить. Бывает так, что иногда проще самому что-то сделать, чем ждать, когда это сделает Алиса, но так нельзя и сейчас мне стало проще ловить себя на попытках делать за неё. Это большой плюс для развития Алисы.
Иногда я даже ревную свою дочь к бабушке. Они отлично ладят. И в какие-то моменты я уже лишняя, а ведь последние 3,5 года я была главным значимым взрослым для неё. Это тоже надо преодолеть и я стараюсь, не скажу, что очень успешно, но ведь это пока только начало этого пути.
Бабушка Алисы тоже работает над собой, ей тоже трудно, даже гораздо труднее, ведь она сменила место жительства (в Сургуте она прожила больше 30 лет), полностью поменяла свою жизнь и теперь адаптируется в новых условиях. Конечно, ей страшно, но с нашей поддержкой все получится. Кстати, нас очень удивила реакция многих маминых подруг. Узнав, что она уезжает из Сургута к нам, они пытались её отговорить, пугая тем, что здесь мы будем её обижать, возможно даже выгоним бомжевать на улицу. Это было удивительно и очень неприятно. С другой стороны, кому-то что-то доказывать только тратить нервы. Мы рады, что мы вместе, наш пазл сложился, впереди предстоит еще много дел, но вместе мы со всем справимся.
Берегите себя и близких!
Комментарии: