Алисина любовь — качели и формирование навыка «жди».
Алиса обожает качели. Эта любовь у неё проявилась ещё тогда, когда она самостоятельно сидеть на них даже не могла. Мы приходили на детскую площадку, я усаживалась на качели, сажала Алису на колени и мы качались. Уводить её оттуда было трудно, приходилось уговаривать. Однажды, я решила проверить насколько её хватит, благо день выдался пасмурный и площадка была пустая. Думаю, будем качаться пока ей не надоест. Засекла время и приготовилась ждать. Через час я уже задумалась о том, что, наверное, идея с экспериментом не была такой уж хорошей. Не знаю, что заставило меня продолжать, но мы всё качались и качались. Я так и не дождалась её желания закончить это увлекательное мероприятие, но через 1 час 40 минут мы всё же покинули качели. В этот раз, правда уговаривать её не пришлось, ушли мы спокойно.
Тогда я не знала, но оказалось, что любовь к качанию на качелях свойственна многим детям с расстройством аутистического спектра. Конечно, это вовсе не означает, что если ребёнок любит качели, то он обязательно аутист, это просто одна из особенностей в целом комплексе симптомов. Использовать любовь к качанию на качелях у ребёнка как метод диагностики нарушения некорректно, только всестороннее обследование может дать ответ есть у ребёнка аутичные черты или нет.
В нашем случае эта любовь сыграла на руку в формировании такого важного навыка как ожидание. Если в Сургуте там, где мы жили детских площадок было очень много и на каждой из них были качели (по 2-3 штуки на площадку), то в Анапе с ними оказалось туго. Нет, площадок как раз много, но вот ни на одной из них, что расположены у нас во дворе нет качелей. Нам повезло, в шаговой доступности от детского сада, куда ходит Алиса в прошлом году произвели реорганизацию сквера и появились две современные детские площадки с пятью качелями! Теперь после детского сада мы обязательно идём на одну из площадок и Алиса качается на качелях. Так как рядом школа и как раз в это время заканчиваются уроки первой смены и начинаются у второй на площадках бывает много младших школьников. Качели пользуются у многих популярностью.
Раньше Алиса заходила на площадку и прямым ходом шла к заветным качелям. Ей было абсолютно всё равно качается на них кто-то или нет, она могла смело идти прямо на качающегося ребёнка. Страха, что её могут ударить вообще не было. Она не соотносила движение качелей и своё местоположение. Возможно, здесь ещё играло роль нарушение сенсорики, сложность осознания своего тела и его места в пространстве. Мне приходилось её оттаскивать подальше, чтобы её не задели. Кроме того, она хотела сесть на качели немедленно, даже не смотря на то, что они заняты другим ребёнком. Она могла пытаться подойти к двигающейся качели. Так я начала учить её навыку «жди». Сначала приходилось держать её силком, повторять «жди», потом просто придерживать её, чтобы не рванула, теперь она вполне спокойно ждёт своей очереди. Больше того, она может пойти на другую карусель, пока занята её любимая, но она постоянно будет посматривать и следить, не освободилось ли место. Этот очень важные навык «жди» теперь переносится и в другие жизненные ситуации, что меня очень радует.
Комментарии: