Две ошибки, которые совершают родители детей-инвалидов.

Алиса

Все мы живые люди и все совершаем ошибки. Родители детей-инвалидов в этом смысле ничем не отличаются от других. Отличаются проблемы, с которыми они сталкиваются. В этой статье я хочу поговорить об общении.

  1. Одна из самых распространенных ошибок это изоляция. Кто-то хочет защитить своего ребёнка от окружающего мира, от обидных слов и насмешек в его адрес, от трудностей, которые ему предстоят. Дома ребёнку организовывают отличную среду, в которой он чувствует себя комфортно, а если это ограниченная среда, то можно даже поверить, что всё так как должно быть. Если каждый день не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, которые не имеют таких проблем, то не испытываешь постоянно чувство жалости к нему, не задаёшься вопросом, почему это случилось именно с ним и т.д. В изоляцию попадает не только ребёнок, но и взрослые. Некоторые осознанно или неосознанно ограничивают круг общения не только своего ребёнка, но и свой собственный. Замыкаются внутри себя и живут в своём собственном мире. Почему это не есть хорошо? Мы всегда должны помнить о том, что как бы мы не оберегали своего ребёнка рано или поздно ему предстоит жить без нас. Даже, если жить ему предстоит в специальном учреждении, ему нужно учиться самостоятельности. Ему нужно учиться взаимодействовать с другими людьми. Никто так не понимает ребёнка как его близкие, но, когда их не будет рядом вряд ли другие будут настолько внимательны и терпеливы уже ко взрослому человеку, который не может сам себя обслуживать. Это дети еще вызывают чувство жалости, желание помочь, взрослые чаще всего вызывают ощущение неприязненности, брезгливости, их уже не хочется обнять и пожалеть. Об этом страшно думать и очень неприятно, но если не думать об этом, то можно ограничить своего ребёнка, самостоятельно лишить его возможности развиваться и как-то адаптироваться в этом мире.
  2. Обратная ситуация. Родители всеми силами, всеми правдами и неправдами стремятся в обычный муниципальный садик, отдают ребёнка в обычную общеобразовательную школу. Они видят его потенциал, они хотят, чтобы, находясь в среде детей, без особенностей развития их ребёнок учился от них правильно говорить, учился общаться и взаимодействовать. Не самый плохой вариант, даже отличный, но только при соблюдении нескольких условий (на примере школы):

Во-первых, ребёнок должен обладать определёнными навыками, он должен уметь сидеть за партой в течение урока, понимать задания преподавателя, пробовать выполнять их, уметь обратиться к учителю или однокласснику с просьбой. Если ребёнок не может усидеть за партой, если он не понимает, что говорит учитель и что он должен делать, то вряд ли процесс обучения будет проходить успешно. Здесь даже могут возмутиться родители остальных детей по поводу того, что процессу обучения ваш ребёнок мешает. Отсюда рождается вражда и взаимная неприязнь. Таким образом, важно адекватно оценить возможности ребёнка, насколько он готов к общеобразовательной школе. Родители не всегда могут сделать это адекватно, потому что они заинтересованная сторона, потому что они не специалисты и не всегда знают какими навыками должен обладать первоклассник, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом.

Во-вторых, ребёнку нужен хороший тьютор. Это такой подготовленный специалист, который помогает ребёнку на уроках, сопровождает его на переменах и во всем помогает. Общеобразовательная школа вряд ли выделит тьютора ребёнку. Поэтому кому-то из родителей придется учиться на тьютора, либо придется искать тьютора на стороне и оплачивать его услуги, либо бодаться с администрацией и требовать его выделить. К этому тоже надо быть готовым. Вообще хороший грамотный тьютор может помочь ребёнку не только адаптироваться в школе, но и наладить общение с одноклассниками, подскажет детям как общаться с его подопечным.

В-третьих, надо быть готовым морально. Быть готовым к тому, что вас не примут с распростертыми объятиями в школе, что родители одноклассников вашего ребёнка не будут вас всячески поддерживать и готовить своих детей принять в свои ряды вашего ребёнка. Это не говорит о том, что все вокруг плохие, но каждый в первую очередь думает о своём чаде. И здесь придется потратить очень много сил на то, чтобы атмосфера в классе была позитивной. И брать это в свои руки придётся вам.

В-четвертых, надо оценить насколько именно данная школа отвечает потребностям ребёнка. Очень трудно принять тот факт, что ребёнку будет гораздо важнее и полезнее учиться шнуровать ботинки, готовить себе еду, заправлять постель, ходить в магазин, чем учить математику, тренировать письмо и постигать азы других наук. Не так давно психолог, уже взрослый человек, имеющий ДЦП выпустил видео, в котором говорил об инклюзивном образовании. Меня очень зацепила его фраза о том, что главная задача школы – это обучение. Ребёнок должен учиться, он должен овладевать навыками, получать новые знания. Не общение, не друзья, а именно обучение.

И что же у нас получается? Если вы можете оценить способности своего ребёнка и понимаете, что на уроках он будет получать информацию, которая ему пригодиться, если он способен овладевать этими знаниями и вы готовы обеспечить ему поддержку, готовы помогать ему  влиться в эту среду, готовы доказывать другим, что место вашего ребёнка именно здесь, то смело идите в общеобразовательную школу. На самом деле, есть дети, нарушения у которых совсем небольшие, многие дети с ДЦП обладают сохранным интеллектом и могут учиться со всеми. Главное, что нужно сделать это честно признаться себе, будет ли эта школа полезна моему ребёнку или это мои тараканы и амбиции заставляют меня отдавать его в общеобразовательную среду.

Комментарии: