Немного о детском эгоизме или феномены Пиаже

Где больше бусин?

Бывают ситуации, когда родителю кажется, что его ребёнок эгоист, что он совсем не думает о том, как его поступки отражаются на родителях. Простой пример, мама отчитывает дочь за то, что та залезла в грязь, хотя рядом была сухая тропинка: «Зачем ты туда полезла? Все сапоги уханькала, мне теперь придется их чистить. Ты хоть немного обо мне думаешь?» (пример реальный, буквально на днях проходила мимо этой сцены). В подобных ситуациях у некоторых взрослых даже возникает ощущение, что ребёнок делает что-то назло или из вредности.

Давайте копнём поглубже и попробуем понять почему так происходит.

 Потрясающий детский психолог Жан Пиаже провел серию экспериментов, которые наглядно демонстрируют, ребёнок мыслит совсем не так как взрослый. Все его эксперименты очень интересны, крайне показательны и очень даже этичны, в отличие от эксперимента Джона Уотсона, о котором я писала здесь. Повторить опыты Пиаже может любой родитель, ведь это очень увлекательно, взглянуть на то, как мыслит твой ребёнок.

  • Три горы.

На столе устанавливали три макета разных гор. Горы были разными, у одной стоял домик, по другой сбегала вниз речка, также они отличались по высоте. Ребёнку давали по очереди фотографии гор и просили выбрать те фотографии, на которых изображены горы как он их видит. Чаще всего ребёнок выбирал правильно. После этого на другую сторону макета сажали куклу и просили выбрать те фотографии, на которых изображены горы как их видит кукла. Дети до 6 лет выбирали те фото, на которых горы видны так, как это видно им, а не кукле. Так был выявлен феномен детского эгоцентризма. Ребёнок видит это мир только со своей точки зрения, он до определенного возраста просто в силу особенностей своего мышления не может встать на точку зрения другого. Попросите показать своего ребёнка где у него левая рука, а где правая, а потом встаньте напротив и попросите показать ваши левую и правую руку, ребёнок покажет наоборот, он будет смотреть со своей точки зрения. Постепенно, когда багаж его знаний пополняется, когда он учится осознавать своё я и его место в окружающем мире он избавляется от этого феномена. Этому, кстати, очень способствует ролевая игра, которая учит принимать на себя разные точки зрения, пробовать себя в разных ипостасях, искать себя и своем место в мире.

  • Обратимость или сохранение.

Ребёнку показывали два одинаковых предмета: шарики из пластилина, стаканы с водой, бусины, нанизанные на нитки и т.п. и спрашивали одинаковые ли они.

— Два пластилиновых шара. Вопрос: «Где больше пластилина?»

— Два стакана с водой. Вопрос: «Где больше воды?»

— Две нитки, с нанизанными на них бусинами. Вопрос: «Где больше бусин?»

— Две веревки, которые лежат прямо.

Ребёнок отвечал, что все предметы одинаковы. После этого, на его глазах один из предметов меняли, пластилиновый шар расплющивали, воду переливали в другой сосуд, а бусины расставляли на нитке, чтобы расстояние между ними увеличивалось, а одну из веревок изгибали. После этого вопрос повторялся. Дети отвечали, что пластилина больше в расплющенном шаре, воды больше в более узком сосуде, а бусин больше там, где они расставлены, а веревка длиннее та, что прямая.

Этот феномен назвали «обратимость или сохранение». Только тогда, когда действия ребёнок может представить в уме он начинает понимать, что изменения объектов не всегда ведет к изменению всех его параметров.

  • Анимизм.

Ребёнку задают вопросы: «Почему ветер дует», «Почему машина едет» и т.д. В большинстве своём дети дают ответы, в которых наделяют неодушевленные предметы сознанием и чувствами. Например, «Ветер дует потому что злится», «Машина едет потому, что спешит к бабушке в гости». Такое всеобщее одушевление также приходится на возраст до 6-7 лет. Потом следует переходной этап, когда ребенок может давать как логические объяснения, так и анималистические. С точки зрения Пиаже к 11-12 годам дети успешно преодолевают все феномены детского мышления.

Кстати, интересный факт. Подобные эксперименты, которые проводились на детях из детских домов показывают, что феномены Пиаже у них преодолеваются позже, нежели у детей, которые воспитываются в семье.

Очень важно понимать почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе и помогать ему входить в этом мир, осваивать его, радоваться его успехам и помогать справляться с трудностями.

А у ваших детей есть феномены Пиаже?

Комментарии: