Как организовать занятия дома

Занятия с особенными детьми

Не все из родителей наделены педагогическим талантом. Это вовсе не делает их плохими родителями. Именно поэтому есть профессиональные педагоги, репетиторы, логопеды и прочие специалисты, которые помогут овладеть необходимыми навыками и знаниями. Только вот бывают ситуации, когда без занятий дома с родителем прогресс идет очень медленно. В том случае, если есть проблемы в развитии, родителю необходимо включаться в процесс обучения, хочет он того или нет. Причин тому множество.

  1. Каким бы талантливым не был логопед, дефектолог или любой другой специалист, который занимается с ребенком, делает это он 40 минут в день. Да, специалистов может быть несколько, но даже три занятия в день — это не больше трех часов. А материал еще нужно закрепить. Для формирования навыка его нужно многократно закреплять и делать это придется родителям.
  2. Бывают ситуации, когда на занятиях ребенок отлично усваивает материал, не демонстрирует нежелательное поведение, выполняет просьбы педагога, пишет, рисует и всячески проявляет свои таланты и трудолюбие. Только вот дома или в любой другой ситуации, вне занятий все эти навыки теряются. В полной красе показывает себя нежелательное поведение, истерики, отсутствие коммуникации и т.п. Почему? Потому что нет переноса. Потому что педагог требует, а родители нет (не могут или не хотят, причины могут быть разные, но фат остается фактом).
  3. Самая банальная, но весьма распространенная причина – отсутствие финансов. Любые занятия стоят денег. Чем сложнее нарушение, тем больше специалистов требуется для абилитации. Даже занятия с тремя специалистами три раза в неделю это в среднем около 18 000 рублей в месяц. А если ребёнку еще не оформили инвалидность, то деньги родители берут из семейного бюджета. Добавьте сюда ипотеку, пропитание и становится понятно, что иногда родители вынуждены брать на себя функцию и логопеда и дефектолога и специалиста ЛФК. Конечно, если нет специального образования это будет сложно, но очень часто, найдя одного грамотного специалиста и правильно организовав домашние занятия прогресс бывает очень хорошим.
  4. Домашние задания. Если специалист хороший и работает на результат, то домашние задания обязательно будут. Задача родителей выполнять их не спустя рукава, формально, а очень ответственно и для этого тоже надо научиться организовывать работу дома.

Итак, куда ни плюнь, а родителям придется заниматься с ребенком дома. Как это сделать, чтобы ребёнок занимался с удовольствием, мама не обзавелась нервным тиком, а папа не поседел?

Однажды мне в руки попала книга «Расписания для детей с аутизмом», авторы которой Д-р Линн И. МакКланнахан и Д-р Патрисия Кранц. Книга потрясающа тем, что сплошь полна практических советов, которые изложены в очень доступной форме. Там я нашла отличный способ организовать работу дома. Следует отметить, что авторы придерживаются ABA подхода, который сейчас широко известен и применяется очень часто, особенно при работе с нежелательным поведением у детей или с формированием каких-либо навыков. Я не являюсь ярым приверженцем ABA терапии, но не могу отрицать, что результат от занятий есть и очень часто он виден даже не специалисту. Думаю, что, однажды, остановлюсь на этом методе более подробно, сегодня же мы поговорим о создании папки для домашних занятий.

На самом деле всё оказывается очень просто и главное, что нужно сделать родителю это набраться терпения и не бежать впереди паровоза. Берём обычную папку, в которую вставляются файлы. Начинаем с 2-х файлов. В первый фал вы вкладываете обозначение того занятия, которое любит ваш ребёнок. Например, моя дочь обожает собирать паззлы и в первый файл я вложила несколько деталей её любимого паззла. Это могут быть конкретные предметы (кольца от пирамидки, детали лего, кисточка и краски и много другое), а может быть изображение (рисунок или карточка ПЕКС или фотография ребёнка, когда он занимается любимым делом). Выбор за вами. Самый простой и доступный вариант это, конечно детали и конкретные предметы, чуть сложнее фотографии, потом рисунки и, наконец, ПЕКСы. Мы начали с самого простого варианта.

Во второй файл кладём мотивашку (то, что ребёнок ооооооочень любит, за что он готов на многое, в идеале перед введением папки надо ограничить ребенка в этой мотивашке, хотя бы 1-2 дня). Авторы вообще советуют брать такую мотивашку, которую ребёнок получит только в случае работы с папкой и больше ни в какой другой ситуации. Я настолько заморачиваться не стала и взяла её любимые конфеты, в количестве одной штуки.

Открываем папку вместе с ребёнком и смотрим, что в ней. Переворачиваем страницы, рассказываем (даже если ребенок плохо понимает речь), что вот здесь, на первой странице твоё любимое задание, а когда ты его выполнишь, то возьмешь свою любимую конфету, которая на второй странице. Показали и перевернули обратно на первую. Помогите ребенку достать детали для первого задания, чтобы в дальнейшем он делал это сам. В идеале делать это все необходимо за столом, но если с этим проблемы, то за стол можно будет перемещаться постепенно. Итак, достали первое задание и выполнили его. После этого убрали игрушки или то, чем вы занимались на место (это очень важно, потому что формирует у ребенка последовательность действий, он учится сам доставать игрушки, играть и убирать их на место). Хвалим, говорим какой он молодец, что так хорошо выполнил задание и просим или помогаем перевернуть страницу. После чего ребёнок может взять свою мотивашку (кстати, это может быть не обязательно еда, а, например, лизун, который ребенок обожает, гаджет, книга, песня и т.п.). Ура! Первый шаг сделан! Дальше проще. Постепенно папка наполняется файлами. Я неизменными оставляю только первый и последний файлы. Первый у нас всегда паззл, потому что она их любит, ей легко и интересно начинать работу с этого задания, сами картинки я меняю, но смысл задания остается. Последний это всегда мотивашка, постепенно мы перешли от самой конфеты к карточке ПЕКС, которую дочь достает и отдает мне, а я ей в обмен даю конфету. Остальные файлы наполняются другими заданиями.

Важно! Не торопиться. Не надо сразу с 2-х картинок переходить на 10. Двигаемся постепенно, если видите, что ребенку тяжело делать 5 заданий, вернитесь на 4, пусть пару-тройку дней делает не больше 5 заданий. Подбирать задания тоже надо с умом. Старайтесь чередовать двигательные упражнения и интеллектуальные. Кроме того, авторы советуют обязательно включить задания на социализацию. Это может быть просьба поздороваться с братом, что-то отнести сестре, пожалеть бабушку. Я взяла кукол и мы начали их кормить. Постепенно от простого кормления ложкой мы перешли к тому, что сначала варим в кастрюле еду, потом накладываем её, потом кормим кукол, потом наливаем чай и поим их чаем. Маму тоже надо покормить и напоить чаем. В идеале такая игра сопровождается описанием, кто что делает, словами благодарности от кукол в адрес ребёнка, смотрите, это же ролевая игра в чистом виде! А ролевая игра это очень важно!!! Многие дети, имеющие нарушения интеллектуальной сферы не умеют играть в ролевые игры, а ведь именно в игре ребёнок учится взаимодействовать с окружающими. Ролевая игра — это кладезь полезных социально-бытовых навыков. И об этом тоже следует написать отдельно.

Постепенно ребёнок учиться работать с папкой самостоятельно. Однажды, я застала свою дочь за тем, что она сама взяла папку и сидит занимается. Лучше, чтобы мотивашка к этому моменту была в виде фото или карточки ПЕКС, потому что даже если ребенок имеет особенности развития хитрость еще никто не отменялJ Возможна ситуация, когда ребенок пролистает все файлы, найдет конфету и довольный слопает её. Контроль все же на родителях. Только если задания выполнены и все разложено по местам вы меняете карточку на конфету, иначе ценность занятия пропадает.

Вот и всё. Очень простой способ, но он требует большого терпения и самоконтроля. Держите себя в руках, если вам хочется перелистнуть за ребенка, помочь ему, чтобы он быстрее справился, поскорее порадовать его мотивашкой. Только постепенно, только с вместе с ребёнком, постепенно отдавая ему инициативу в выполнении заданий. Зато результат будет отличный. Вам легко будет заниматься с ребенком, вы будете чувствовать себя гораздо лучшее и успешнее, когда занятия будут проходить в спокойной атмосфере. Да вы просто король и королева воспитания, Макаренко нервно курит в сторонке! Не забывайте, что себя тоже нужно хвалить и мотивировать. Делитесь успехами с окружающими, ведь это большой труд и очень-очень важный! Я в вас верю – дерзайте!

Комментарии: