Почему особенный ребёнок становится мишенью для издевательств?
Моя дочь каждый день сталкивается с нормотипичными детьми (да простят меня их родители за такое «обзывательство», но я бы всё отдала, чтобы Алису называли нормотипичной). Происходит это на детской площадке, в магазине, в игровой комнате, на батутах, в общем практически везде. Как складывается её общение с ними? Лет до 5 она другими детьми даже не интересовалась. Она могла сидеть рядом, спокойно реагировала, если у неё забирали игрушку, не обращала внимания, если её толкали, не обращала внимания на игры. В пять лет она как будто начала видеть других детей. Появились повторяющие действия. Например, девочка на детской площадке забирается на лестницу, и Алиса забирается рядом, девочка слезает и моя следом. Я была очень рада! Конечно, до полноценного общения ещё далеко, но и это уже большой прорыв!
В её общении с детьми есть несколько нюансов. Во-первых, она еще не понимает, как это общение выстраивать, она не говорит и пытается показать рукой своей или оппонента что она хочет, дети её не понимают, некоторые побаиваются, кто-то может воспринимать это как агрессию. Мы постоянно над этим работаем. Во-вторых, дети тоже не понимают, как с ней общаться, они никогда с таким не сталкивались, им не рассказывали, и они теряются.
Хочу рассказать вам о нескольких ситуациях, которые продемонстрируют как может происходить общение нормотипичного ребёнка и ребёнка, отличающегося от нормы.
1. К нам в гости приехали наши знакомые, с семилетним сыном. Дети до этого ни разу не виделись и о существовании друг друга не подозревали. Я стала невольным свидетелем ситуации, когда мама мальчика приглашает его поиграть с Алисой. На что мальчик очень искренне отвечает: «Не хочу, она глупая». Сердце у меня ухнуло в пятки, а потом резко поднялось обратно вместе с волной боли и гнева. Щемящая жалость к своему ребёнку и жгучая ненависть к чужому смешались в жгучий коктейль в какие-то доли секунд. Мне тут же захотелось обнять Алису, прижать к себе и спрятать ото всех, а мальчику сказать гадость. Мерзкое ощущение. Невероятным усилием воли я заставила себя идти дальше по коридору, оставив ситуацию без внимания. Когда эмоции схлынули я поняла, что ребёнок не хотел никого обижать, он сказал то, что думал. Он приехал в незнакомый дом, впервые увидел девочку, которая ростом почти как он, но при этом не разговаривает, постоянно прыгает, совершает какие-то странные движения. Откуда у него должно появиться желание играть с ней? Если его заставляют взаимодействовать с кем-то, кого он не понимает, то может появиться и агрессия. До этого, конечно, не дошло, их визит продлился всего пару дней и наладить общение мы не успели.
2. На детской площадке Алиса качается на качелях и периодически начинает плакать, она не выспалась, а потому без настроения, но есть ритуал, а потому она качается. К нам подходит девочка лет восьми и спрашивает у меня: «А почему она плачет»? Я объясняю, что она хочет спать и потому капризничает. Дальше ребёнок интересуется, почему она не говорит. Я поясняю, что у неё сенсомоторная алалия, это такое заболевание, когда человек не понимает речь и не умеет говорить. Привожу пример, «Представь, тебе говорят: «мама моет раму», а ты слышишь: «арси-ныог-стиир». Окружающим нас детям становится более понятно, дальше я говорю о том, что она интересуется детьми и не будет против поиграть. Девочки качают её, Алиса за ними наблюдает и иногда корректирует качание. Все довольны. Вообще я стараюсь детям, если мы они встречаются с Алисой впервые сразу предупредить о её особенностях. Простым языком рассказать, что с ней и почему она не говорит и странно себя ведёт и как можно с ней взаимодействовать.
3. Мы пришли в гости к нашим друзьям, куда также пришла семья с двумя детьми семи и девяти лет (насколько я помню). Когда я подошла к ним, чтобы познакомиться и объяснить «что не так с Алисой» они меня чрезвычайно удивили сказав, что они в курсе, мама им обо всём рассказала. Я сразу полюбила эту женщину! Серьезно, это был единственный раз, когда взрослый заранее подготовил своих детей ко встрече с ребёнком, который от них отличается. Подготовила она их отлично, к Алисе они отнеслись с интересом, таким добрым, пытались с ней общаться, если что-то не понимали спрашивали, хотя в основном справлялись сами. Да, она не участвовала во всех их играх, но её не игнорировали, не смотрели с опаской, не отнеслись с неприязнью. При этом, сами дети не испытали шок от такой встречи, не потерялись, не зная, как реагировать, не старались её избегать, потому что не понимали.
Нас, сейчас уже взрослых людей, не учили общаться с инвалидами. Многие говорят о том, что раньше их было меньше, но скорее причина в том, что постепенно люди с овз начинают выходить в свет, они участвуют в соревнованиях, ведут блоги, ходят гулять, появилось инклюзивное обучение. Родители детей с особенностями развития водят их в детские развлекательные центры, берут с собой в магазины, ходят вместе на пляж. Постепенно мы сталкиваемся с ними всё чаще. Вот только общаться мы не умеем. Нас не научили. Как мы можем научить своих детей, если не умеем сами?
Я прошу хотя бы рассказывать детям о том, что все люди разные, что если человек не видит, то это не значит, что он дурак, это значит, что он по-другому ощущает этот мир. Подойти и заговорить не стыдно, слепота не заразна, также, как и ДЦП или аутизм. Не надо стараться прививать чувство жалости, это опять ведёт к изоляции. Просто понимание, что есть особенности и что реакции могут быть не такими как у тебя. Предупрежден, значит вооружен. Вооружен знаниями и средствами общения. В конечном итоге все мы особенные, все не похожи друг на друга цветом глаз, размером ног, толщиной бёдер, но при этом удивительно похожи желанием быть счастливыми, стремлением быть понятыми и любимыми.
Комментарии: